Глава 2. Теория и практика дзэн.



Четыре печати.

Квинтэссенция дзэнского мировоззрения заключена в четырех печатях – теоретических принципах, которые имеют свое обоснование, но зачастую принимаются как аксиомы. Эти четыре принципа следующие:

  1. Все составное непостоянно;
  2. Все загрязненные объекты есть страдание;
  3. Все явления пусты и не имеют самости;
  4. Нирвана есть покой.

Только не стоит путать четыре печати с четырьмя благородными истинами. Печати – это всего лишь теоретические основоположения дзэнской доктрины. Они сформулированы Сиддхартхой как суть его мировоззрения. В центре же дзэн-буддизма стоит учение о «4 благородных истинах». Эти истины были восприняты Сиддхартхой как результат просветления.

Критерий истины в дзэне и принцип четырех опор.

Несмотря на то, что многие адепты дзэнской традиции принимают четыре печати как аксиомы, эти мировоззренческие суждения проверяются логикой и подтверждаются практикой. Сам Гаутама по этому поводу говорил следующее: «Как проверяя золото, его плавят, режут и трут, так и монахи и пандиты должны принять мои слова не из почтенья ко мне, но после тщательного анализа». Поэтому в дзэне считается, что если человек принимает положение, противоречащее логике, то его нельзя считать ни компетентным, ни авторитетным в данной области.

 

В этой связи у буддистов имеется свой критерий истины, которым пользуются адепты, при получении нового знания. Этот критерий мы условно называем критерием Будды и выглядит он следующим образом: «Не верьте тому, о чем вы слышали: ни традициям, лишь потому, что они дошли до нас из древности; ни тому, что было сказано многими; ни писаниям мудрецов; ни досужим домыслам; ни тому, что представляется вам привычной истиной; не принимайте на веру голый авторитет наставников и учителей. Но вы должны верить, когда Писание, доктрина или сказание подтверждается вашим собственным разумом и сознанием и ведет ко благу всякого и всех. Лишь тогда примите все это и живите сообразно этому» (Цитата по книге: Max Miller, Three Lectures on the Vedanta Philosophy, London: Longmans, Green and Co, 1984).

 

Таким образом, мы видим, что именно логическое рассуждение признано в дзэне основным методом, позволяющим различать что является определенным, а что требует толкования.

 

Как именно следует проводить анализ в поиске истины? Для этого Сиддхартха установил принцип четырех опор, который является неизменным дополнением критерия Будды. Эти четыре опоры, которыми следует всегда пользоваться в отыскании истины, следующие:

  1. Не опирайтесь на личность, опирайтесь на учение;
  2. В учении же не опирайтесь на слова, опирайтесь на их смысл;
  3. Что же касается смысла, опирайтесь не на истолкованный смысл, а на точный;
  4. Что же касается точного смысла, опирайтесь не на обычное сознание, а на высшую мудрость.

Таким образом, необходимо отметить, что в дзэнской, как, впрочем, и во всех остальных традициях, огромное внимание уделяется развитию в человеке способностей разума. Несмотря на то, что первенство все же отдается интуиции, разум и развитие его способностей никогда не оставался забытым в Традиции.

Четыре благородные истины.

Сущность пробуждения Гаутамы заключалась в открытии им четырех истин, которые теперь принято называть благородными. Вот эти основные истины:

1) все сущее в нашем мире преисполнено страдания;

2) у всякого страдания есть причина;

3) всякому страданию можно положить конец;

4) существует путь, ведущий к прекращению страданию.

Сиддхартха говорил:

«Это – истинные страдания, это – истинные источники, это – истинные пресечения, это – истинные пути.

Страдания следует познать, источники их – устранить, пресечение страданий – осуществить, пути к освобождению следует пройти.

Страдание следует познать – тогда не останется страданий, которые следовало бы познать. Источники страданий следует устранить – тогда не останется источников, которые следовало бы устранять. Пресечения страданий следует осуществить – тогда не останется пресечений, которые следовало бы осуществлять. Пути следует пройти и тогда не останется путей, которые следовало бы проходить».

Таковы четыре благородные истины с точки зрения их сущности и необходимых действий, с ними связанных. Рассмотрим теперь аспекты этих четырех благородных истин. Всего этих аспектов шестнадцать. Они устанавливаются в противовес шестнадцати связанных с ними заблуждениями. Каждой из четырех благородных истин соответствует четыре аспекта.

 

Истина страдания.

Истина страдания характеризуется такими качествами, как непостоянство, страдание, пустота и бессамостность. Постижение этих четырех качеств противостоит четырем свойственным нам заблуждениям относительно того, что действительно является страданием, несчастьем. Эти заблуждения состоят в том, что страдания якобы чисты, приносят наслаждение, непреходящи и обладают собственной сущностью.

 

Тот факт, что психофизические совокупности, или скандхи, имеют изменчивую природу, позволяет установить, что они непостоянны. Поскольку же эти скандхи находятся под властью иной силы, а именно силы загрязненных действий, они по своей сути также являются страданием. Таким образом, в данном случае страдание означает пребывание под властью иного.

 

Так как скандхи лишены собственной независимой сущности, говорят, что они пусты от постоянного, неподверженного рождению и разрушению «я». Поскольку наше «я» не имеет собственной фактической основы, отдельной от пяти скандх, то, когда скандхи возникают и разрушаются, «я» тоже должно возникать и разрушаться вместе с ними. Следовательно, постоянного «я» не существует. К тому же скандхи бессамостны в том смысле, что они не являются неким самодостаточным «я».

 

Истина источника страдания.

К четырем аспектам Истины источника страдания относятся причина, источник, условие и сильное порождение. Им соответствуют следующие четыре заблуждения: страдание беспричинно; источник страдания коренится в одной-единственной причине; страдание порождается по воле Бога; состояния страдания непостоянны, но природа их постоянна. Четыре аспекта источника страдания служат противоядием от этих заблуждений.

 

Страдание берет начало в привязанности, следовательно, привязанность является причиной страдания. А поскольку привязанность, к примеру, снова и снова порождает страдание как свое собственное следствие, она является источником (подразумевается, что у страдания не одна, а множество причин). Далее, так как привязанность порождает сильное страдание как свое собственное следствие, она является сильным порождением. Более того, привязанность к сансаре служит вспомогательным условием для порождения страдания и, следовательно, характеризуется как условие.

 

Истина пресечения страдания.

К четырем аспектам Истины пресечения страдания относятся: пресечение, умиротворение, высшее благоприятствование и бесповоротный выход. Соответствующие им заблуждения сводятся к следующему: освобождения вовсе не существует; освобождение есть некое загрязненное состояние; освобождение есть то, что в действительности является состоянием страдания; освобождение существует, но оно обратимо. В качестве противоядия от этих заблуждений необходимо осознать, что Истина пресечения страдания – подлинное пресечение в том смысле, что любые устраненные страдания устранены окончательно и бесповоротно. Следует также усвоить, что Истина пресечения страдания является умиротворением, поскольку любые умиротворенные клеши умиротворены окончательно и бесповоротно. Истина пресечения страдания считается высшим благоприятствованием, так как пресечение – это состояние отделения от клеш, которое по своей сути благотворно и приносит счастье. Более того, истина пресечения страдания обусловливает бесповоротный выход из состояния страдания, потому что любой преодоленный уровень страдания преодолен полностью и бесповоротно.

 

Истина пути.

Истина Пути характеризуется как путь, пригодность, достижение и полное избавление. Этим четырем аспектам соответствуют четыре заблуждения: пути к освобождению не существует вовсе; мудрость, постигающая бессамостность, не есть путь к освобождению; путь к освобождению есть некий вид сосредоточения; ни один путь не избавляет от страдания навсегда. Каким образом постижение четырех аспектов истинных путей может противостоять этим четырем заблуждениям? Поскольку мудрость, постигающая бессамостность, способна достичь освобождения, она есть путь. Поскольку клеши действительно непригодны, путь, порождающий мудрость, постигающую пустоту, является пригодным, подходящим. Поскольку этот путь непосредственно и безошибочно постигает истинный способ существования вещей, он является достижением. А также, поскольку мудрость, постигающая бессамостность, полностью искореняет сансару, она есть полное избавление.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 311; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!