Двенадцатичленная цепь взаимозависимого происхождения.



Клеши порождают карму и удерживают душу в сансаре. Весь этот механизм удержания в сансаре держится на двенадцати звеньях.

 

Первое звено двенадцатичленной цепи – безначальное неведение – это сознание, воображающее самобытие. Есть, однако, и вторичный тип неведения – заблуждение в отношении кармы, то есть действий и их последствий.

 

Второе звено – это составное действие, или карма. Действия бывают трех видов: благие, неблагие и нейтральные.

 

Третье звено – сознание, которое в своем причинном аспекте является сознанием, служащим основой для кармических отпечатков. Когда мы под влиянием неведения накапливаем неблагую карму, причинным фактором намерения является неведение относительно отсутствия самобытия, а фактором намерения во время совершения самого действия служит неведение относительно результатов этого действия. С таким неведением мы совершаем действие, которое, в свою очередь, откладывает в сознании семя, или отпечаток. При благой карме причинным фактором намерения также является неведение относительно отсутствия самобытия, и в таком случае мы совершаем благое действие, которое откладывает отпечаток в сознании. Сознание, в котором остается отпечаток, называется «сознанием-причиной». А «сознание-результат» есть первый момент сознания в новом воплощении.

 

Посредством этих трех факторов – неведения, побуждаемого им действия и сознания, в которое закладывается семя кармы, - создаются имя и форма существа в новой жизни. Посему к четвертому звену цепи взаимозависимого происхождения относятся имя и форма. «Форма» здесь – это скандха формы, а «имя» - остальные четыре скандхи ума: ощущение, различение, волевые импульсы и сознание.

 

В результате возникновения имени и формы возникают шесть опор чувственного восприятия – чувственные силы зрения, слуха и прочего. Это – пятое звено.

 

Затем, в связи с порождением шести опор чувственного восприятия, появляется соприкосновение, различающее привлекательные, непривлекательные и нейтральные объекты при соединении чувственной силы, сознания и соответствующего объекта. Это и есть шестое звено.

 

В результате соприкосновения – восприятия объекта как привлекательного, непривлекательного или нейтрального в момент соединения чувственной силы, сознания и соответствующего объекта – возникают ощущения, приятные, неприятные или нейтральные. Это седьмое звено.

 

Вследствие этих ощущений возникает влечение – нежелание расставаться с удовольствием и желание избавиться от страдания. Это восьмое звено.

 

Затем, из-за влечения, или привязанности, к четырем видам объектов, возникает девятое звено – цепляние, которое бывает четырех видов:

1). Страстное цепляние, то есть желание, предполагающее сильную привязанность к образам, звукам, запахам, вкусовым ощущениям и объектам осязания.

2). Цепляние за ложные взгляды, то есть желание, предполагающее сильную привязанность к омрачающим воззрениям, за исключением ложного воззрения на преходящее собрание (скандхи) как на самосущие «я» и «мое».

3). Цепляние за порочную этику и порочное поведение, то есть желание, предполагающее сильную привязанность к неподобающей этической системе или неподобающему поведению, которые человек считает превосходными.

4). Цепляние за «я», то есть желание, предполагающее сильную привязанность к ложному воззрению, рассматривающее преходящее собрание как самосущие «я» и «мое».

 

Итак, влечение является причиной возникновения цепляния, и порождение любого из этих четырех видов цепляния «питает» семена, заложенные в причинное сознание совершенными прежде действиями. Тем самым карма обретает силу, необходимую для возникновения следующей жизни. Полностью насыщенная такими семенами карма составляет десятое звено взаимозависимого происхождения – существование.

 

В этом случае причина – карма, полностью насыщенная семенами – носит название ее следствия, то есть существования в следующей жизни. Таким образом, цепляние подпитывает или взращивает карму, так что она обретает готовность ввергнуть существо в следующую жизнь. Затем, после смерти, начинается промежуточное состояние между жизнями, после чего возникает рождение, или зачатие, - одиннадцатое звено цепи взаимозависимого происхождения.

 

Рождение предопределяет последующие старение и умирание, или двенадцатое звено.

 

Прекращение последующих звеньев двенадцатичленной цепи возможно лишь при условии прекращения предыдущих. Поэтому, если вы хотите избавиться от страдания, сопровождающего старость и смерть, вам придется избавиться от неведения. Итак, существованию этих скандх, обусловленных загрязненными действиями и клешами и имеющих природу одного лишь страдания, можно положить конец, если избавиться от неведения.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 410; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!