Александрийская гностическая школа (Филон Александрийский, Климент Александрийский и Ориген).



После вознесения Иисуса его ученики продолжили проповедовать гнозис в Иерусалиме и его окрестностях. Но после разрушения римлянами Храма в 70 году учение Иисуса распространяется далеко за пределы Палестины. Есть информация о том, что Фома отправился на восток в Индию. Две другие ветки гнозиса ведут в Египет (в Александрию), где произрастет Александрийская школа и Европу (в Рим и Британию), где не без помощи миссионерской деятельности Павла произрастет одна из мировых религий – христианство - и гнозис приобретет экзотерическое развитие. Но неправильно считать, что с появлением христианства гнозис утратил свой эзотеризм. Катары, богомилы, исихасты – вот эзотерические школы, которые произрастут из гнозиса на европейской земле. И это еще не весь список.

Филон Александрийский (ок.25 до н.э. — ок. 50 н.э.) - иудейский философ, богослов и экзегет. Родился в Александрии в богатой семье, происходившей из потомственного священнического рода. Получил разностороннее классическое образование. Родным языком Филона был греческий, и греческим же было его образование. Однако он не порывал с отеческой ветхозаветной традицией, стремясь переосмыслить ее в духе эллинизма. Филон редко покидал Александрию, целиком погруженный в литературные труды, размышления и созерцание. Лишь дважды он прервал свои занятия, один раз посетив Иерусалим, где ему как наследственному иерею позволили принести жертву, и другой — возглавив посольство к императору Калигуле с целью защитить иудеев от травли.

У Филона, как представителя иудейской александрийской школы, были предшественники, но он является первым толкователем Библии, чьи труды дошли до нашего времени. Филон был многим обязан Платону и стоикам, которые толковали греческие мифы с помощью аллегорического метода. Филон терпимо относился к внебиблейским религиям, усматривая зерно истины в самых различных верованиях и доктринах. Но главным источником истины для него оставался Ветхий Завет, интерпретируемый им в духе александрийской эллинистической философии.

Греческую идею Логоса (Слова) Филон соединил с библейским учением о зиждительном Слове Сущего. Логос, по Филону, это сила Божья, обращенная к миру, "первородный Сын Божий", Он "является нашим Богом, Богом несовершенных людей".

Богословие Филона впитало в себя пантеистические тенденции. Логос он представлял как некую душу Вселенной. Филон учил, что познание Бога совершается по ступеням, ведущим к высшему созерцанию Тайны Сущего. Точно так же толкователь Писания не должен подражать "софистам буквоедства" и ограничиваться только буквальной интерпретацией Библии. Ей присущ полисемантизм.

Глубочайший смысл Писания постигается с помощью аллегорического метода, который Филон называет "мудрым архитектором". Этот метод толкования восходит еще к каббалистической традиции. Принципы своей герменевтики Филон изложил в 3-х книгах "Правил аллегории". Он задумал дать толкование на все Пятикнижие (Тору), применяя эти принципы. Комментарий писался им в виде отдельных книг, посвященных определенным темам ("О жертве Авеля и Каина", "О смешении языков", "О переселении Авраама", "О сотворении мира"). Кроме того, он написал книги о ветхозаветном законодательстве, "Жизнь Моисея", "Вопросы и ответы на Бытие и Исход". Всего Филону принадлежит около 30 экзегетических трудов, но полностью комментария к Пятикнижию завершить ему не удалось. В экзегетике Филона историзм Священного Писания в значительной степени утрачен. События Ветхого Завета превращаются в назидательные притчи, в которых почти полностью исчезает исторический смысл. Например, явление Бога Аврааму при заходе солнца означает, по Филону, что богопознание возможно лишь тогда, когда утихают земные страсти; камень под головой Иакова означает аскезу. Обряды, предписанные Торой, Филон толкует в нравственном плане (священные хлебы — это знак воздержания; части жертвенного животного — добродетели). Антиисторизм Филона привел к тому, что эсхатологический и мессианский элементы в его комментариях отошли на задний план. Антично-философское отношение к обрядам Филон сочетает с учением профетизма. "Бог, — пишет он, — не радуется жертвам, даже если Ему приносят гекатомбы, ибо все вещи принадлежат Ему... но Он радуется, когда посредством жертвоприношений люди выражают волю любить Его". Ритуал — лишь символ внутреннего устроения души; "истинным алтарем Божиим является благодарная душа, исполненная добродетелей". Вершиной духовной жизни Филон считал отрешенность, аскезу и мистическое созерцание, которые он нашел у египетских терапевтов.

Филоновская экзегеза почти не получила развития в иудаизме. Зато она оказала влияние на отцов Церкви, особенно принадлежавших к александрийской школе экзегезы. Большинство из них, так или иначе, использовали труды Филона в своей экзегетике и богословии. Филон оказал большое влияние на Отцов и Учителей Церкви, особенно на Климента Александрийского, Оригена, Василия Великого, Григория Нисского.

Теперь мы подходим к Клименту Александрийскому и его ученику Оригену, писателям второго и третьего столетий, которые сообщают нам более всех других авторов относительно мистерий первых веков. Хотя общая атмосфера их сообщений полна мистических иносказаний, эти два Отца Церкви вполне ясно и категорически утверждают, что мистерии были вполне признанным учреждением.

Климент Александрийский Тит Флавий (ок.150-ок.215) - учитель Церкви, один из выдающихся представителей александрийской школы. Родился в языческой семье, вероятно, в Афинах. О времени и обстоятельствах его обращения ничего неизвестно. Уже, будучи христианином, Климент много путешествовал, как было тогда принято среди философов (он побывал в Италии, Сирии и Палестине). Обосновавшись в Египте, он сблизился с Пантеном, руководителем александрийской катехизической школы, а когда тот отправился миссионером в Индию, стал его преемником (ок. 200). В это время Климент принял сан пресвитера. В период гонения Септимия Севера он покинул Александрию, а затем жил в Малой Азии у своего ученика Александра (впоследствии епископа Иерусалимского).

Климент говорит о Пантене и о двух других, по всей вероятности, о Татиане и Феодоте, как о "сохраняющих предание благословенного учения, идущего прямо от святых апостолов Петра, Иакова, Иоанна и Павла", из чего следует, что между ними и апостолами была лишь одна промежуточная ступень. Он был главой Катехизической школы в Александрии в 189 г. по Р. Х. и умер около 200 г. Ориген, родившийся приблизительно в 185 г. по Р. Х., был его учеником, и можно утверждать, что это был наиболее ученый из всех Отцов Церкви и притом человек редкой нравственной красоты. Это - свидетели, которые дают нам наиболее важные доказательства существования определенных мистерий в первые века христианства.

Книгу "Строматы" мы берем как источник наших сведений о мистериях его времени. Он сам говорит об этом своем произведении как о "смеси гностических заметок соответственно истинной философии" и обозначает их как записи учений, которые сам он получил от Пантена. Это место очень поучительно: "Господь... позволил нам сообщать об этих божественных мистериях и об этом священном Свете тем, кто способен воспринять их. Он не раскрыл для многих то, что не принадлежит многим, но лишь немногим, которым Он знал, что они принадлежат, которые были способны воспринять и переделаться соответственно им. Но сокровенные вещи доверяются устной речи, а не писанию, как это происходит у Бога. И если кто скажет, что в писаниях нет ничего тайного, что бы не было разоблачено, и ничего скрытого, что бы не было раскрыто - пусть услышит он от нас, что тому, кто слушает сокровенно, даже это тайное будет обнаружено. Это и есть предсказанное прорицание. И тому, кто способен сокровенно видеть доверенное ему, то, что под покровом, будет раскрыто как истина, и то, что сокрыто от многих, будет проявлено для немногих... Мистерии передаются мистически, то, что говорится, может быть в устах говорящего, не столько в его голосе, сколько в его понимании... Записи этих моих заметок - я хорошо знаю, сколь они слабы по сравнению с тем духом, полным благодати, которого я удостоился слышать. Но это будет подобием, напоминающим прообраз тому, кто получил удар Тирса". Тирсом назывался жезл, который имели при себе Посвященные и которым они прикасались к ученикам во время церемонии Посвящения. Он имел мистическое значение, символизирующее спинной мозг и мозговую железу во время малых мистерий, и жезл, эмблему власти, знакомый оккультистам, во время великих мистерий. Следовательно, сказать: "тому, кто получил удар тирса" было все равно, что сказать: "тому, кто был посвящен в мистерии".

Климент продолжает: "мы не думаем объяснять тайные вещи в достаточной мере - далеко оттого - но лишь запечатлеть их в памяти, для того ли, чтобы не забыть что-либо, или ввиду забывчивости. Многое - знаю это хорошо - ускользнуло от нас благодаря протяжению времени, которое прошло до записи... Поэтому есть вещи, о которых у нас нет воспоминаний; ибо сила, пребывающая в благословенных мужах, была велика". Это - обычное переживание тех, кто получает знание непосредственно от Великих Учителей, ибо Их присутствие вызывает к деятельности силы человека, которые в нем обыкновенно спят и которые без такого содействия не могли бы пробудиться.

"Есть также вещи, которые долго оставались незаписанными и которые ныне изгладились, и другие, которые исчезли, поблекнув в самом уме, ибо задача эта не легка для неопытных; эти я стараюсь воскресить в моих Комментариях. Другое я намеренно пропускаю в целях мудрого выбора, боясь записывать то, о чем я остерегался говорить: не из нежелания давать - ибо это было бы неверно - но боясь за моих читателей, чтобы они не споткнулись, принимая сказанное в превратном смысле, и чтобы нас не обвиняли, что мы "протянули меч младенцу". Ибо невозможно, чтобы раз написанное не стало известным, хотя бы оно и не было обнародовано мною. Но, обдумывая вновь со всех сторон, если пользоваться одним голосом, если же пользоваться только тем, что написано - эти записи не ответят ничего тому, кто захочет вопрошать сверх того, что записано, ибо они требуют по необходимости помощи или от того, кто записывал, или от того, кто ступал по его следам. На некоторые вещи мой трактат только намекает; на некоторых он останавливается; о некоторых лишь упоминает. Он старается говорить незаметным образом, представлять сокровенно и доказывать безмолвно" («Строматы», кн. I, гл. I).

Одной этой цитаты достаточно, чтобы установить существование тайного учения в церкви первых веков. Но можно привести и другие. В главе XII той же I книги, озаглавленной "Мистерии веры, не могущие быть разглашенными для всех", Климент заявляет, что, так как не одни мудрые люди могут прочитать его произведение, "необходимо поэтому облечь в мистерию выраженную мудрость, которой Сын Божий поучал". Требовалось очищение речи у говорящего и очищение слуха у слушающего. "Таковы были препятствия на пути к моему писанию. И даже ныне я боюсь, как сказано, "метать бисер перед свиньями, дабы они не попрали его ногами и, обернувшись, не растерзали нас." Ибо весьма трудно предъявлять действительно чистые и прозрачные слова, относящиеся к истинному свету, свинским и невоспитанным слушателям. Ибо едва ли что либо могло быть более смехотворным для них; а с другой стороны, нет предмета более чудесного и вдохновляющего для тех, кто обладает благородной природой. Но мудрые не произносят устами того, что они обсуждают втайне. "Но что вы услышите на ухо, - говорит Господь, - то провозглашайте на крышах," повелевая им воспринимать тайные предания истинного знания и изъяснять их на открытом воздухе и с очевидностью; а то, что мы слышали на ухо, передавать тем, для которых это на потребу; но не повелевая нам сообщать всем без различия то, что им сказано в притчах. В моей же записи можно найти лишь одни очертания, в ней сеется истина; как разбрасываемые рукой семена, чтобы избежать внимания тех, кто подбирают зерна подобно галкам; если же они найдут хорошего хлебопашца, каждое из них прорастет и даст хлеб".

Климент мог бы прибавить, что "провозглашать на крышах" означало провозглашать их в собраниях Совершенных или Посвященных, но вовсе не громко говорить первому встречному на улице.

Из экзегетических трудов Климента сохранилось небольшое произведение «Какой богач спасется?», которое представляет собой комментарий к истории богатого юноши (Мк 10:17-31). В нем Климент развивает мысль, что не само богатство является причиной гибели души, а привязанность к нему; употребляемое во благо, оно может служить к спасению.

В своей трилогии «Увещание к эллинам», «Педагог», , «Узорчатые ковры» Климент создал опыт апологии христианства, обращенной к образованным язычникам. Богатство содержания трилогии и ее художественно-философская форма ставят Климента, по словам Юлихера, в ряд «величайших греческих прозаиков».

Во многом Климент опирался на Филона Александрийского; например, он принимал его теорию о том, что греческие философы заимствовали многие свои идеи у библейских пророков. Такая точка зрения позволила христианам находить ценное в античной мысли и культуре. Климент высоко ставил роль разума в осмыслении веры и полемизировал с теми, кто, прикрываясь благочестием, проповедуют невежество.

Для истории новозаветных писаний труды Климента ценны его сведениями о Евангелиях и евангелистах. В проповеди «Какой богач спасется?» он приводит древнее предание о жизни апостола Иоанна. Есть свидетельства Евсевия Кесарийского о книге Климента «Очерки», которая содержит много библейских данных. «В "Очерках", — пишет Евсевий, — он, коротко говоря, дает сжатый пересказ всего Нового Завета, используя и книги оспариваемые: «Послание Иуды» и прочие Соборные Послания, «Послание Варнавы» и Откровение, приписываемое Петру. «Послание к Евреям» он считает Павловым и говорит, что написано оно было для евреев и по-еврейски, а Лука старательно перевел его для эллинов. Вот почему одинаковый стиль этого Послания и в Деяниях. Что в заглавии его не стоит «Павел апостол», это понятно: обращаясь к евреям, относившимся к нему предвзято и с подозрением, разумно было не отталкивать их сразу своим именем; несколько ниже он [Климент] добавляет: "Как сказал блаженный пресвитер: Господь, Апостол Вседержителя, был послан к евреям, а Павел, как посланный к язычникам, по скромности и не называл себя апостолом евреев, не смея равняться с Господом, а также и потому, что Послание к Евреям только добавка к его деятельности, ибо он был проповедником и апостолом язычников". В этих же книгах Климент приводит предания древних пресвитеров о возникновении Евангелий: "Первыми написаны Евангелия, где есть родословные. Евангелие от Марка возникло при таких обстоятельствах: Петр, будучи в Риме и проповедуя Христово учение, излагал, исполнившись Духа, то, что содержится в Евангелии. Слушавшие — а их было много — убедили Марка, как давнего Петрова спутника, помнившего все, что тот говорил, записать его слова. Марк так и сделал и вручил это Евангелие просившим. Петр, узнав об этом, не запретил Марку, но и не поощрил его. Иоанн, последний, видя, что те Евангелия возвещают земные дела Христа, написал, побуждаемый учениками и вдохновленный Духом, Евангелие духовное» (Евсевий. «Церковная История», VI,14).

Очень важным является свидетельство Климента о еврейском «Евангелии от Матфия», которое Пантен нашел у индийских христиан (Евсевий. «Церковная История», V,10). Использование Климентом в качестве «писаний» апокрифических книг (Дидахе, Послание Варнавы, Проповедь Петра, Евангелие Матфия, «Пастырь» Гермы и др.) указывает, что в его время новозаветный канон находился еще в стадии формирования.

Как типичный представитель александрийской школы, Климент не ограничивался разъяснением библейских антропоморфизмов, а настаивал на отыскании в священных книгах «таинственного смысла». С этой целью он даже прибегал к пифагорейской числовой символике. При этом Климент доказывал, что толкование Библии требует как чистоты духа, так и просвещенного разума, усвоившего философию, диалектику и естественные науки. «Смысл многих пророческих и учительных книг Духом, в них действовавшим, — пишет он, — выражен прикровенно, потому что не у всех слух одинаково развит для понимания смысла тех речений. Истолкование таких мест Писания без помощи светских наук невозможно» (Строматы,I,9). Он сам использовал данные греко-римской историографии при уточнении библейской хронологии (там же, I,21). Для истории первохристианской литературы книги Климента ценны и тем, что приводят много выдержек из утерянных гностических писаний.

Ориген(185 - 254) - египетский грекоязычный учитель Церкви, основатель христианской философии и библейской текстуальной критики, апологет и комментатор Писания. Родился в Египте, вероятно в Александрии, в семье ревностных христиан, которые с детства внушили ему любовь к Слову Божьему. Его отец, Леонид, рано заметил удивительную одаренность сына и дал ему всестороннее образование; но, главное, он укрепил в нем пламенную веру, и, когда во время гонений (в 202 году н.э.) отец был арестован, Оригена только силой удалось удержать от следования за ним в тюрьму. Не имея возможности разделить с ним участь, он писал ему письма, убеждая стоять до конца. После казни Леонида Ориген стал зарабатывать для семьи трудом учителя, а затем посвятил себя проповеди христианства среди образованных язычников.

Из-за гонений Александрийская огласительная школа осталась без руководства, и Ориген, несмотря на свой юный возраст, принял на себя заботу о ней. Его ум, умение найти доступ к самым взыскательным слушателям и строгий образ жизни привлекли в школу толпы слушателей. "Шли к нему в училище, — пишет Евсевий, — один за другим с утра до вечера, не давая передохнуть". Ориген говорил с александрийским обществом языком человека, глубоко усвоившего античную культуру и не отвергавшего ценностей, которые в ней содержались. В его школе царила атмосфера интеллектуальной свободы. "Это был поистине наш рай", — вспоминал ученик Оригена Григорий Неокесарийский. Ориген, однако, радикально отвергал нравственный релятивизм язычества. Об аскетизме Оригена складывались легенды.

Для более точного понимания Ветхого Завета Ориген с помощью местных иудеев быстро выучил еврейский язык и начал работу по подготовке рецензии Септуагинты – латинского перевода Библии. Слава его распространилась далеко за пределы Египта. В 212 году он посетил Рим, сблизился с Ипполитом, побывал в Заиорданье и Антиохии, где был принят матерью императора Септимия Севера как знаменитый ученый. Когда в 216 году вспыхнули гонения Каракаллы, Ориген уехал в Кесарию Палестинскую, где продолжал свои ученые занятия и проповедь. С этого времени он стал жертвой ревности и недоброжелательства епископа Дмитрия Александрийского, который считал, что Ориген превышает полномочия мирянина. Когда же в Палестине его рукоположили в иереи, Дмитрий отказался признать это рукоположение законным. Даже после смерти епископа Оригену не удалось закрепиться на родине, и он окончательно поселился в Палестине. Он продолжал усиленно работать, а о своих гонителях писал, что испытывает к ним жалость. Пребывание на Востоке немало помогло ему в розыске ценных рукописей, необходимых для его исследований. В период гонений Максимина (в 235 г. н. э.) власти искали Оригена, но им не удалось его арестовать. Тогда же Ориген написал "Увещание к мученичеству" и впоследствии своей жизнью доказал верность Христу. Репрессии против христиан, начатые императором Декием в 250 году, застали Оригена в Тире (Финикия). Он был арестован, подвергнут изощренным пыткам, но не отрекся от веры. Смерть гонителя освободила его от заточения; однако после перенесенных мук престарелый учитель жил недолго.

Согласно Евсевию, Ориген написал около 2000, а согласно Епифанию — около 6000 книг. Основные его труды посвящены изучению и толкованию Библии.

1) "Экзаплы" (еврейский текст Ветхого Завета с параллельными греческими переводами.

2) "Схолии", или "Замечания", на Исход, Левит, Исайю, Псалмы 1-15, Екклезиаст, Евангелие от Иоанна; все они сохранились не полностью.

3) "Гомилии", или "Беседы", почти на все книги Священного Писания; сохранились лишь частично и в катенах.

4) Толкования на Евангелия от Матфея и Иоанна.

5) Толкования на Послание к Римлянам сохранились в фрагментах.

6) Толкование на Песнь Песней сохранилось в латинском переводе Руфина (ок. 410).

7) Почти полностью утрачены его толкования на Бытие, Исайю, Плач Иеремии, Евангелие от Луки, Послание к Галатам, Послание к Ефисянам.

8) В 1941 найдены фрагменты толкования на Книгу Царств.

9) В 40-х гг. Ориген написал апологетическое сочинение "Против Цельса", содержащее полемику с одним из противников христианства. Книга включает немало материалов по толкованию Библии.

10) Философско-богословский труд Оригена "О началах" отражает герменевтические взгляды Оригена так же, как и

11) письма Оригена к Григорию Неокесарийскому и Юлию Африкану.

При отсутствии книгопечатания, в рукописях Библий к 3 веку накопилось немало разночтений; в полемике с иудаизмом выяснилось различие между Септуагинтой и еврейским текстом. Все это требовало кропотливой текстологической работы. Ориген неутомимо собирал манускрипты. Кроме общепринятых у иудеев переводов (Акилы, Симмаха, Феодотиона), ему удалось обнародовать и другие греческие переводы Ветхого Завета. Он находил их в самых различных городах Средиземноморья. Сначала Ориген переписал параллельно 4 версии: Акилы, Симмаха, Септуагинты и Феодотиона. Это издание греческой Библии, получившее название "Тетрапл", Оригена не удовлетворило. Демонстрируя многие преимущества Септуагинты, оно не соотносило ее с еврейским оригиналом. Эту задачу ученый выполнил в знаменитых Экзаплах, "шестиполосной" Библии. В первой полосе был переписан еврейский текст, затем шла его транскрипция греческими буквами, а за ней — столбцы Тетрапл. Однако и на этом Ориген не остановил работу. Как сообщает Евсевий (Церковная История VI, 16), впоследствии он добавил к Экзаплам еще 3 анонимных греческих перевода, которые нашел в Иерихоне в огромном глиняном кувшине. Таким образом, в окончательном виде труд включал 9 столбцов. Ориген первым разделил текст Ветхого Завета на стихи (правда, без нумерации) и создал первый критический аппарат, введя условные обозначения для лакун и добавлений. Условными знаками отличалась и степень точности перевода Септуагинты. Экзаплы явились и первым критическим изданием Библии, и первой библейской полиглоттой. На этом труде строились все дальнейшие филологические изыскания экзегетов. Он потребовал огромного напряжения сил. "Я постоянно занят с манускриптами, — писал Ориген, — даже ночь не дается мне для покоя". Над Экзаплами он работал 28 лет. Хранились они в библиотеке Памфила. Размер рецензии (ок. 6500 стр.) затруднял ее копирование. Иероним нашел в Кесарии экземпляр, который, вероятно, был единственным. Чаще копировали из Экзапл текст Септуагинты. Вероятно, рукопись погибла после захвата Кесарии арабами. Катены позволили восстановить лишь некоторые ее части. Сирийские версии Экзапл были опубликованы аббатом Черине (1877). В 1895-96 аббат Дж. Меркати опубликовал фрагмент Экзапл, найденный им в б-ке им. св. Амвросия в Милане. Другой фрагмент отыскался в 19 в. в Каирской генизе. Хотя основной текст трудов Оригена утрачен, он тем не менее был усвоен во многих экзегетических писаниях отцов Церкви.

Общеизвестно, что Ориген был сторонником теории реинкарнации, которая была причислена к ересям в 533 году на Константинопольском соборе, созванном императором Юстинианом. На этом же соборе Ориген был отлучен от церкви за свои взгляды. Интересно, что само это событие многими историками рассматривается не как религиозное, а как политическое мероприятие. Дело в том, что авторитет этого собора на первых порах неоднократно осуждался самими отцами Церкви, т.к. на этом соборе присутствовали в основном восточные епископы, которые были полностью подвластны императору. Большинство западных священников отказались принять участие в соборе. Саму акцию Юстиниана по анафемствованию учения о реинкарнации некоторые историки объясняют желанием императора объединить свою империю за счет объединения церквей вокруг единого учения. Отсутствие единой общепризнанной доктрины в ортодоксальном христианстве приводили к разделению. Вот почему Юстиниан собрал всех епископов, над которыми у него была власть, и оказал на них все возможное давление для того, чтобы они анафемствовали некоторые из наиболее противоречивых учений. Всего на соборе было принято пятнадцать анафем против различных учителей и их последователей. Но как видим, тенденция к упрощению христианской доктрины не смогла принести ожидаемого результата. Анафема же, наложенная на учение о реинкарнации, сделала свое пагубное дело: со временем западные церкви (католическое христианство) приняли постановления Константинопольского собора, по причине чего мы имеем сегодня такое отрицательное отношение христианской ортодоксии к теории реинкарнации.

 

Часть 4. СУФИЗМ.

 

Глава 1. Что такое суфизм?

 

Происхождение суфизма связано с людьми, которые в своем ревностном соблюдении предписаний Корана смогли достичь мистического опыта – опыта общения с живым Богом. Эта эзотерическая традиция является достойной преемницей своих предшественниц – Каббалы и гнозиса. Но суфизм вобрал в себя также опыт пробуждения, характерный для таких традиций как йога, дзэн и дао. Суфизм является последней из эзотерических традиций, зародившихся в недрах арийской цивилизации. На основе суфизма родилась одна из мировых религий - ислам.

 

Интересно, что в Коране мы находим термин «ислам», но не находим термина «суфизм». Термин «суфизм» вошел в обиход лишь в начале 19 века благодаря британским исследователям Уильяму Джонсу и Джону Малколму. Термин «ислам» в Коране определяет группу людей, которые живут согласно закону Творца. На русский язык термин «ислам» переводится как «покорность». Люди, которые соблюдают покорность Творцу, именуются «мусульманами» или «правоверными», что, согласно Корану, является одним и тем же. Но то, что собой представляет ислам как мировая религия и ислам как ниспосланная Творцом религия, азы которой прописаны в Коране, - это различные феномены нашего мира. Ислам первого толка – это ортодоксальная мировая религия, которая выросла на основе суфизма; ислам второго толка – это и есть собственно суфизм – эзотерическая традиция, передаваемая от Учителя ученику из уст в уста.

 

Этимологическое значение термина «суфий» - «облаченный во влясяницу» (от арабского «суф» - шерсть). Но сущностное значение термина «суфий» определяется его родством с древнегреческим термином «софос», означающим мудрость. Непреходящая мудрость и нравственная чистота – вот отличительные особенности всякого суфия. Культивированием этих качеств в человеке, собственно, и занимается суфизм. «Суфий — это тот, кто движется к Истине посредством Любви и преданности. Он, или она, знает, что постижение Истины возможно только для совершенного человека, поскольку в состоянии несовершенства люди не способны распознать Истину. Несовершенство может быть понято как ненормальное состояние, в котором человек не способен видеть вещи такими, каковы они на самом деле. Несовершенное существо в силу своего несовершенства, даже не осознавая этого, воспринимает Истину не такой, какова она есть, и соответственно его понимание Истины бессознательно искажается. <-> Суфизм — это путь к Истине, единственное средство передвижения на котором — Любовь. Метод суфизма состоит в том, чтобы смотреть только в одном определенном направлении, а его единственная цель — Бог. <-> Цель суфизма — постижение Истины. И хотя философы полагают, что эта цель может быть достигнута посредством разума, логики и рассуждений, постижение Истины возможно лишь при помощи совести и видения сердцем, через прозрение и просветление. Суфизм, таким образом, — это продвижение и видение, а не сидение и болтовня» (Дж. Нурбахш).

Основываясь в первую очередь на авторитете учения Мухаммеда (текстов Корана), суфизм никогда не отрицал авторитета Торы и Евангелий. В самом Коране говорится: «Ниспослал Он тебе писание в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано до него (т.е. Корана, - А.Л.). И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей…» (Коран 3:2).

 

Чтобы познать Истину, необходимо быть совершенным. Коран является последней книгой Примордиальной Традиции, призванной научить человека быть совершенным. Но о самом Коране мы поговорим чуть позже.

 

Некоторые считают, что в суфизме нет ничего нового, что суфизм представляет собой сплошную эклектику. Данное мнение не имеет под собой достаточного основания. Ведь, несмотря на определенную долю эклектики, суфизм представляет все же самостоятельную традицию, имеющую свой собственный корень существования. Этим корнем, безусловно, является Коран.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 595; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!