Школа возрожденного естественного права.



Основатель – Б.Н. Чичерин «Философия права».

Правовая наука нуждается в философском подходе.  Нельзя ограничивать юриспруденцию исключительно догматикой. Право должно быть исследовано в первую очередь с точки зрения философии.

Право вообще не может отождествляться только с законами. Всякие законы создаются людьми, а люди не совершенны. Всякие законы могут быть хорошими и плохими, следовательно они нуждаются в какой-то оценке.

Чтобы их оценивать, необходим объективный внешний критерий. Таким внешним критерием не может быть ничто, кроме естественного права.

 

Естественное право выполняет очень важную роль в общественной жизни:

1) оно выступает критерием для оценки, показывает, куда право должно развиваться

2) является основой легитимности существующих законов, оно предшествует издаваемым законам, объясняет, почему люди должны подчиняться законам.

Для этого необходима философия права.

 

П.И Новгородцев.

«Кризис современного правосознания».

Новгородцев полагает, что правосознание находится в глубоком кризисе. Кризис порожден серьезной ошибкой философов 17-19 веков. Ошибка: все старые философы верили в возможность идеального общества и идеального права. Возможность построения земного края. Классические примеры таких доктрин: теория народного суверенитета Руссо; Маркс в коммунистической теории;  идея правового государства – многие используют в качестве нового идеала.

 

Новгородцев – идеальное государство невозможно. После уничтожения старых проблем и недостатков возникают новые.   Концепция разделения властей, все эти средства решают частную задачу. Идеальное общество никогда не будет построено.

Нужно признать, что идеальное государство или общество недостижимо. Человечество всегда будет развиваться, прогресс бесконечен. На каждом этапе общество находит идеал, подходящий к нему, но идеал не вечен. Со временем признаются устаревшим.

 

В основе общественного развития лежат 2 взаимно дополняющих, но противоречащих друг другу принципа (общество стремиться к достижению 2 целей, одна из которых исключает другую):

1) требование индивидуальной свободы

2) требование общественного равенства.

На каждом этапе общественного развития общество достигает компромисса, равновесия между этими принципами. Полная реализация этих начал невозможна.  Абсолютная гармония невозможна. Отсюда вытекает мысль о бесконечности общественного развития, идеальное общество не будет построено.

Естественно-правовая теория 17 века невозможна, но это не отрицает в целом естественно-правовой подход.

Нужно иначе смотреть на естественное право. Естественное право нельзя рассматривать как застывший идеальный кодекс. Общество и право меняется, вместе с позитивным право меняется и естественное право. Естественное право нельзя описать в виде какой-то системы норм, в виде какого-то набора прав и свобод человека.  Эти права и свободы имеют значение только для современного этапа.  

Естественное право всегда существует, но его нельзя детально описать. Можно сформулировать общий принцип естественного права.

Требования к общественному развитию. Естественное право призывает людей к тому, чтобы добиваться максимально возможной индивидуальной свободы, совместимой с требованиями всеобщего равенства, в той мере, в какой это возможно в конкретных исторических условиях.

 

Теория Владимира Соловьева.

Религиозный русский философ.

Часто сравнивают с теориями славянофилов.

Он говорил об особой роли России. Россия это некая третья сила, у нее особая миссия в истории. Пронизана религиозными идеями. Признать Соловьева славянофилом невозможно. В отличие от славянофилов – никакая нация не может быть исключительна. Человечество в целом – это общность, каждый народ выполняет свою конкретную историческую задачу. У человечества есть общая цель, к которой оно движется.

 

Это высшая цель человечества – достижение абсолютного добра. Добро это главная цель нравственности.  Идеал – абсолютное добро – это высшая цель и человека в отдельности и всего человечества в целом.

Основная работа по этой проблеме «оправдание добра». Цель работы – показать, что добро является целью каждого человека как разумного существа. Ни один человек в отдельности, ни один народ этого добра не может достигнуть, а только человечество в целом. Это абсолютное добро должно быть реализовано в истории, как какое-то совершенное общество. В некоторых работах Соловьев делает попытки детально описать. Совершенная организация у него называется «Свободная теократия». Ведущую роль должна играть церковь. Государство и право играют какую-то конкретную и исторически ограниченную роль. Государство и право охраняют, имеют ценность для человека, но не могут привести человека к совершенству. Функцию совершенствования человека выполнят нравственность и церковь. Церкви должен принадлежать приоритет.

Первым шагом для построения такой теократии – должно стать объединение всех христианских церквей. Идеал свободной теократии может быть построен только в рамках всего мира.

В более поздних работах он не затрагивает эту тему.

 

Право – минимум нравственности. Право требует от человека низшей степени нравственного совершенства. Право в отличие от нравственности, касается только внешней свободы. Для права важно, чтобы своими внешними действиями, человек не вредил другому человека. У нравственности более высокие цели – требует от человека деятельная реализация добра. Право не требует, чтобы человек был добрым. Право допускает принуждение, что во многом обесценивает смысл требований. Право выполняет временную историческую задачу. Оно охраняет. Оно не показывает куда человечество должно развиваться. Совершенствование человека это задача нравственности.

 

Право и правовые ценности это изменяющаяся категория. Естественное право имеет изменяющееся содержание, оно зависит от исторических условий. Естественное право содержит наиболее ценные нравственные приоритеты.

 

Общие черты:

- появляется изменяющееся содержание естественного права

- основное содержание естественного права – совокупность индивидуально личностных и общественных начал.

 

 

 

 

 

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 455; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!