Политические идеи возрождения.



Это движение развивалось в 16 веке параллельно с процессами реформации (церковь и власть). Возрождение было направлено на литературу, науку и искусство.

Художники и писатели стремились возродить методы и идеи популярные в античном мире и забытые на время средневековья.

Возрождение наиболее активно развивалось в странах, где реформации не было: Италия, Испания, Португалия, Сицилия, южная Франция.

 

В области политической науки возрождение заключалось в том, что начинали затрагиваться вопросы, как в античности: формы государства, теории происхождения.

 

Николо Макиавелли – жил в Италии в городе Флоренция в начале 16 века. Флоренция в начале 16 века была независимой республикой. Макиавелли был политиком, занимал различные посты – государственного секретаря Флорентийской республики (отвечал за отношения с другими странами).

В 1512г – Флоренция была завоевана династией Медичи. Флорентийской республики больше не существовало. Установилась монархия. 

Макиавелли написал несколько книг. «Государь» и «рассуждения на первую декаду Тита Ливия».

Он высказывает ряд принципиально новых идей по политической проблематике:

1) отличие в методологии. Во времена Макиавелли основной способ изложения книг – схоластический (изложение со ссылкой на религиозные источники, примеры из библии, аргумент – цитата из библии). Макиавелли возрождает идею рационального анализа. Его книги свободны от религиозных догм. Он предлагает строить теорию, отталкиваясь от реальных жизненных фактов. К религии нужно относиться объективно, важно то, какое влияние религия оказывает.

 

2) он обогащает научную терминологию. Он впервые использует термин государство в его современном понимании. Он вводит в оборот итальянское слово «стато».

3) он обстоятельно занимался вопросом формы правления. Он использует Платона и Аристотеля. Он предлагает новую классификацию государственных форм: он предложил делить форму правления на 2 вида: монархия и республика. Главный признак монархии – передача власти по наследству. Республика может быть демократической и аристократической (коллективный орган) – выборность.

Выбор наилучшей (правильной формы) – он отходит от идей античных авторов. В работе «Государь» - он выступает как убежденный сторонник монархии. Только при абсолютной монархии возможно достижение каких-либо целей.  Практические предложения: объединит разрозненные итальянские государства под единой властью монарха (посвящена Лоренцо Медичи).

«Рассуждения на первую декаду» - носит более теоретический характер. Лучшей считает республику (расцвет Рима – на период республики).  Только в республике возможна свобода, только в республике человек считает себя защищенным от произвола государства. Республика более стабильна.  

 

Он не считал, что возможна идеальная форма государства, которая подходит для всех и во все времена. В разные времена государству могут понадобиться разные формы.

 

4) проблема соотношения морали и политики. Он затрагивает в книге «государь». В праве ли политик для достижения цели использовать аморальные средства? Раньше в политической теории не рассматривалась. Он предлагает идею: в политике цель оправдывает средства. Правитель должен быть выше морали. Он должен быть подобен льву и лисе одновременно. В крайнем случае, политик может совершать преступления. Все это возможно лишь тогда, когда у политика есть высокая цель (единство страны, защита народа и т.д.), целью не должно быть захват и удержание власти. И когда этой цели невозможно достичь обычными способами.

 

16.10.12

Политический либерализм 19 века.

Либерализм во Франции.

 

Связан с политическими идеями буржуазных революций (свободы, разделения властей, всеобщего правового равенства).

Понятие либерализм появилось во Франции.

Ключевая идея либерализма – принцип свободы. В 18-19 веке принцип свободы становится основополагающим принципом. Он отодвигает принцип справедливости в праве.

 

Свобода – независимость индивида от государства, право на внутреннее самоопределение. Свобода становится главным правовым принципом.

Конкретная политическая программа либералов: соблюдение естественных прав человека, выборность органов власти, уничтожение сословий, всеобщее или расширенное избирательное право.

В области экономики: ограничение государственного вмешательства.

 

Бенджамен Констант – участвовал в политической деятельности.

Его произведение « о свободе древних сравнительно со свободой новых народов». Опубликована была в 1819 году.

Главная мысль: нельзя отождествлять свободу с демократией (в общем виде). При построении демократии нельзя ориентироваться на опыт древних. Нельзя ориентироваться на опыт античности (она подходила для полиса). Современные государства велики, голос одного человека уже ничего не значит. Политическая свобода сейчас носит второстепенное значение в отличие от античности.  Сейчас большее значение для современных народов имеет свобода гражданская – право выбирать для себя любой образ жизни и следовать ему без вмешательства государства.

Она состоит из гражданских прав, которые являются естественными и принадлежат человеку с рождения: неприкосновенность личности и собственности, свобода слова и совести, свобода выбора места жительства, свобода печати.  Эти права не зависят от государства.

 

С помощью чего можно гарантировать гражданскую свободу?  В древности не было гражданской свободы в ее современном понимании.  Главное средство обеспечения гражданской свободы – разделение властей.  Он пытается развить эту теорию. Три власти не достаточно – в государстве должно быть 5 самостоятельных ветвей власти: единую законодательную он предлагает разделить на 2 части: власть палаты представителей и власть палаты лордов.  Исполнительная власть принадлежит правительству, но он предлагает выделить отдельно королевскую власть (обеспечение баланса законодательной и исполнительной ветвей). В дальнейшем королевская власть была преобразована в президентскую власть в республике с сильной президентской властью. Судебная власть. + выделение местного самоуправления (оно не входит в систему государственной власти).

 

Алексис де Токвиль « демократия в Америке»  написана в 30-е годы 19 века.

Работа Токвиля основана на практическом опыте демократии, он несколько лет прожил в США.

 

Основная предпосылка: современная эпоха (первая половина 19 века) – это эпоха буржуазно-демократической революции. Во всем мире ширится и развивается демократический процесс, цель которого установления всеобщего правового равенства.

 

Демократия приведет к господству посредственности во всем, не только в политике. Она приводит к власти массы неготового и не всегда разумного населения. Приведет к посредственному образованию, культуры, искусства.

 

Главная задача политики – чтобы не допустить тоталитаризма (установления демократической тирании) при демократии.

Но установление демократии не всегда приводит к установлению свободы. Демократия возможна в 2 формах: свободная демократия и деспотическая демократия (ее создать гораздо проще). Есть масса предпосылок, чтобы демократия приняла к установлению тиранию. Эта демократическая тирания будет более опасной, чем тирания абсолютной монархии.

 

Как совместить свободу и демократию? Как обеспечит сохранение свободы при установлении демократии?   На тот момент он считает опыт американской демократии успешным.  Успех демократии в США связан с уникальными особенностями США, выгодное экономическое положение, отсутствие близких соседей, удаленность от Европы, наличие природных ресурсов и земель – это создало предпосылки для создания демократии в США.

Принципы, которые могут быть использованы другими странами при переходе к демократии:

1) наличие общественных объединений (в феодальных странах это было не нужно, так как существовали цеха, гильдии, сословия и т.д.). В демократии проблемы одного человека никого не интересуют, поэтому нужно, чтобы люди могли объединяться и не давать государству становиться тираническим.

2) свобода печати - позволяет говорить о проблемах, она непосредственно связана со свободой ассоциаций

3) нравственное состояние народа – это решающий фактор, готовность народа к свободе.

Важный фактор – это наличие правильных религиозных установок.

 

Английский либерализм.

В Англии в 18 веке также был достаточно серьезной политической силой.

 

Джереми Бентам – философ и писатель. «Принципы законодательства» 1789г.

 

Теоретические основы существенно отличаются от идей французских либералов.

Его теория получила название - утилитаризм.  

Свою задачу он видит как: создать максимально логичную, простую и понятную политическую теорию. Поэтому политическую теорию нужно освободить от всяких абстрактных философских конструкций (идея свободы, идея справедливости и т.д.).

 

Настоящая теория должна основываться на понимании истинной природы человека. Человек это достаточно простое существо. Человек во всех своих поступках подчиняется принципу пользы (получать удовольствие и избегать страдания).

 

В основе законодательства и права тоже должен быть принцип пользы, все, что ведет к получению пользы должно быть объявлено нравственным и правовым.

Он предлагает механизм: принимая какой-то закон, законодатель должен руководствоваться арифметическим подсчетом (какое количество удовольствия вытекает из закона и сколько страдания принесет). Если превышает количество удовольствия – то его нужно принять. Закон изначально это зло.

 

Доктрину Бентама можно поделить на 2 части.

Критическая деятельность Бентама: он достиг больших успехов. Он критикует теорию естественных прав. Никаких естественных прав у человека нет, так как никаких прав до возникновения государства вообще не существовало. Нельзя противопоставлять естественное право позитивному праву. Естественное право – это абстрактная теория, которая не подтверждается действительностью.

Полезно ли позитивное право, если полезно, то имеет право на существование – оно легитимно ( в дальнейшем на основе этой идеи возникла школа юридического позитивизма: нужно изучать позитивное право, естественного права не существует).

 

Бентам критикует теорию общественного договора – психологически она очень удачная, но по существу она ложная, это фикция. Государства создавались путем силы, завоевания.  

Бентам критикует теорию разделения властей. Невозможно представить себе государство, основанное на последовательной реализации этого принципа (эти власти враждовали бы между собой). Для обеспечения порядка важно не разделение властей, а подчинение властей народу (подконтрольность).

 

Его собственная практическая программа.

- он выступает как последовательный сторонник демократии, он основывается на своем принципе пользы (интересы каждого человека должны быть учтены). Он выступает за всеобщее избирательное право. Нет никаких оснований, чтобы ограничивать избирательные права. Он впервые предлагает наделить женщину избирательными правами.

- он выступает против двух палатного парламента. Практического смысла в верхней палате нет (либо бесполезна, либо вредна).

- предлагает программу мероприятий направленных на ограничение вмешательства государства в общественную жизнь. Он выступает как классический представитель либерализма. Вмешательство только в случае необходимости. Задача государства: пресекать правонарушение и наказывать преступников.

- нужно ограничить возможность произвола со стороны государственных чиновников. Нужно создавать юридические средства, которые бы заставляли их работать на благо общества. Выборность, сменяемость, нужно стремиться дробить власть, у одного человека – как можно меньше власти в руках. В руках каждого чиновника – как можно меньше денег, и как можно более короткий период. Должна быть система ответственности.

 

Бентам выступил с программой правовой реформы. Он впервые предложил перейти от прецедентного права к праву законов. Необходимо систематизировать право.

 

23.10.12

Консерватизм 19 века.

Ключевым событием послужили события великой французской революции. С одной стороны революции имела прогрессивное значение, она уничтожила феодальные пережитки, с другой стороны была тяжелой по своим последствиям. Якобинский террор привел к уничтожению целых семей.

 

На почве критики французской революции сформировалось течение консерватизма.

 

Общие черты консерватизма

1)термин происходит от латинского слова сохранять. Основная идея – сохранение основ существующего строя.

2) осуждение революционного способа развития. нормальное развитие общества это эволюция

3) выступает против традиционных либеральных концепций: идея общественного договора, народного суверенитета, естественных прав.

4) выступали как сторонники сохранения монархии.

 

Английский консерватизм.

Лидером был писатель Эдмунд Берк «размышления о французской революции» 1790г. 

Революция может привести к тяжелым последствиям, революция несет опасность для всей Европы.

 

Французы, избравшие революционный путь развития совершают ошибку. Это ошибка заключается в том, что они верят в возможность изменения мира к лучшему. Это заблуждение основывается на теории общественного права и общественного договора.

Человек несовершенен и все, что он создает, тоже несовершенно. Такова природа человека, что его разум слишком слаб, он не может осознать все законы устройства мира. Не бывает идеального государства и общества, во всяком обществе есть свои несправедливости и пороки.

Попытка искоренить старые недостатки, создает новые проблемы, это порочный круг, из которого невозможно выйти. Новые пороки и несправедливости будут хуже, чем новые, так как к старым люди привыкли.

 

Революции не нужны, нормальное развитие государства – это постепенная эволюция. Это должно проходить медленно, путем реформ, нужно устранять недостатки, не уничтожая весь порядок.

Критика популярных в то время либеральных теорий. Бёрк критикует теорию естественных прав человека. Естественное право, в понимании Берка, - это установленный природой естественный порядок вещей. Этот порядок не предполагает естественных прав и свобод человека. Естественные свободы – это выдумка либералов. Этот термин нужно использовать в другом значении. Нельзя отождествлять естественное право и естественные права человека.

 

Он критикует теорию всеобщего равенства. Берк соединяет либералов и социалистов. Равенство прав ведет к равенству имущественных прав, что в дальнейшем приведет к коммунизму, то есть к уничтожению частной собственности. Равенство прав – всеобщее избирательное право – парламент, который защищает права бедняков – ограничение права собственности. 

 

Берк выступает против всеобщего избирательного права, он за то, чтобы избирательные права основывались на имущественном цензе. Он выступает за сохранение палаты лордов, которая бы сдерживала радикальные инициативы выборной палаты.

 

Берк критикует идею народного суверенитета. Теория  народного суверенитета – это ложная философская концепция, которая не соответствует действительности (ни один народ – не суверенен, суверенность – издание законов (есть парламент)), вредна.

Нужно сделать все, чтобы революция в Англии не совершилась. Состояние политической системы Англии на конец 18 века – совершенное (представлены интересы всех слоев общества), нужно сохранить эту систему.

 

Консерватизм во Франции.

Жозеф Де Местр «размышления о Франции» 1796г., «санкт-петербургские вечера».

 

Рассматривает революцию как божью кару, посланную французам. Французы отклонились от начал, там поселились идеи бунтарства, отказ от религии.

 

Главный предмет критики – договорное происхождение государства. Такое понимание приводит к основным политическим ошибкам. Государство не может быть создано по произвольному решению людей. Всякое государство есть результат многовековой естественной эволюции. Никакой человеческий разум не может создать государство.

 

На теории договора построена теория идеального государства. Идеальные государство и право не возможны.   Де Местр – говорит нет идеального, естественного человека. Каждая нация имеет свои уникальные особенности, свою историю. У каждого народа есть, только свойственная ему государственная форма. Невозможно навязать конституцию всем народам.

Де Местр критикует американцев, которые сначала написали конституцию, а потом начали строить государство.

 

Де Местр предлагает органическое понимание государства.

Государство есть некий организм. Каждый из членов организма выполняет общеполезную функцию. Интересы государства в целом всегда перевешивают интересы отдельного гражданина. Вместо идеи естественных прав, правильнее говорить о естественных обязанностях. Вопрос нужно ставить так: что человек обязан сделать для государства.  Например, дворянское сословие – тяготы военной службы, государственной службы (имеет право на привилегии, так как больше обязанностей).

Государство это естественный организм – он проходит стадии (от рождения до смерти). Весь этот процесс должен пройти постепенно естественным образом. В него нельзя вмешиваться. Революция может привести к более быстрой гибели.

 

 

Германский консерватизм.

Историческая школа права – ей представлено направление консерватизма.

Если во Франции и Англии лидерами консерватизма были практические политические деятели, то в Германии консерватизм возникает в ученых кругах. Оно развивалось в стенах университетов. Развивалось как научное направление.

В отличие от Франции и Англии, немцы сосредоточились на праве, а не на государстве.

 

Основатель исторической школы права – Гюстав Гуго.

Основная идея Гуго – естественный путь развития права это эволюция.  Право нельзя рассматривать как изобретение законодателя. Нормы права не выдумываются людьми, они создаются и развиваются естественным путем, в ходе народной жизни.

Наряду с писаным правом в государствах существует обычное право. Обычное право – это основа.

 

По мнению Гуго развитие права можно сравнить с развитием языка. Точно также как язык право развивается само по себе. Закон для права, это тоже самое, что и словарь для языка.

 

Гуго критикует идеи естественно-правовой школы. В частности, есть естественное право, и есть законы, которые ему противоречат. Гуго говорит, что такой взгляд на право порочен. Такого понимания естественного права не существует.

 

На право нельзя смотреть с точки зрения разума. Право Это такое явление, которое невозможно оценивать с точки зрения общих принципов, таких как разумность, справедливость и т.д. Право регулирует отношения между людьми. Главная ценность права – его привычность, его понятность народу.

Существующее право всегда лучше, чем абстрактные идеи, направленные на преобразование. Существующие право не совершенно, но недостатки есть всегда. Поэтому основа правовой политики – это сохранение существующего права.

 

 

Карл Савиньи.

Савиньи прославился как противник кодификации права.

Дискуссия по поводу принятия кодексов развернулась и в Германии. Нужен ли Германии кодекс как ФГК.

 

Савиньи – идея кодификации тесно связана с идеей естественного права. А естественное право основывается на возможности идеального законодательства и права. А в действительности идеальное право невозможно. Право возникает и развивается как продукт естественного развития народного духа.

 

В своем развитии право проходит несколько этапов: 1) право существует в виде народных обычаев 2) эти обычаи фиксируются и оцениваются учеными юристами 3) кодификация, то есть принятие законов.

Этот путь каждый народ проходит по разному. У каждого народа свои обычаи, поэтому невозможно ФГК навязать германскому народу. Нельзя заимствовать идеи одного народа и переносить их другому. В данный момент время кодификации в Германии ещё не подошло, сейчас лучше – обычаи. Сейчас даже не прошел 1 этап, нет единых обычаев. Переходить к кодификации преждевременно.

 

От кодификации в тот момент отказались.  Только в 1896г. было разработано ГГУ.

 

Огромное значение для последующего развития науки, имела их основная идея: право имеет историю, нельзя рассматривать право в отрыве от истории народа, от исторической реальности. Право всякого народа существует в определенных экономических, политических, исторических условиях.

Главная ошибка естественной школы права - анти историзм.

 

30.10.12

06.11.12


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!