Политические идеи позднего средневековья.



Средневековая теократическая доктрина.

Позднее средневековье охватывает период с 11 по 14 века. Переход к позднему средневековью датируется 11 веком. В Европе в это время происходит коренное изменение соотношения сил – папская революция. В ходе этой революции меняется положение церкви и государства. Было равновесие раньше до 10 – 11 века. Это период наивысшего расцвета феодальной раздробленности, центральная власть была слабой.  Государство ослабло, но усиливается власть и авторитет католической церкви.

Сама революция была начата римским папой Григорием 7 Гильдебранд. Он занимал пост папы с конца 11 века. В 1075г. Григорий 7 издает документ – «Диктаты Папы» - состоит из 27 тезисов. Они описывают распределение компетенции и полномочий между государствами и католической церковью в лице римского папы.

1) Римская церковь основана только господом богом

2) только римский епископ по праву может называться вселенским (всеобщим)

3) только он может издавать новые законы

4) только римский папа имеет право назначать и низлагать других епископов

5) никакой его приговор не может быть отменен, он вправе отменять любые приговоры

6)Римский папа имеет право низлагать императора

8) он имеет право освобождать подданных от присяги на верность

Григорий 7 провозгласил себя верховным правителем всей Европы, власть церкви выше власти государства.  Эти диктаты были отправлены крупным европейским монархам, кто-то согласился, кто-то пытался вести борьбу. Император священной Римской империи (германской) – Генрих 4, в конце концов он проиграл в этой войне. Ещё около 100 лет велись религиозные войны, закончились победой церкви в 12 веке.

В результате папской революции к концу 12 века в Европе устанавливается теократический режим.

Во времена Григория 7 предпринимались попытки объяснить сложившуюся ситуацию (почему церковь занимается политическими делами). Теория двух мечей – существует два меча – две власти. Сначала бог передал эти два меча епископу (апостолу Петру), а он передал власть императору. Теория солнца и луны – солнце церковь, луна государство.

Более серьезное обоснование. Фома Аквинский 13 век.  (сейчас неотомизм). Он вводит: использование новой методологии, она была заимствована у античных авторов. Фома использовал философию Аристотеля. Причем Аристотель долгое время оставался не известен в Европе. (Платон был известен благодаря Августину). Со времен Фомы Аристотель становится главным авторитетом в позднем средневековье.

Сущность происхождения государства – Аристотель говорил, что государство проистекает из сущности человека, так как человек это политическое существо. Фома дополняет, что политические качества человека, возникают благодаря богу. Главная политическая способность человека состоит в том, что человек, как разумное существо способен подчиняться закону.  Закон основа общественной жизни, правопорядка, он необходим человеку. Закон это главный предмет политической теории. Сложность по мнению Фомы в том, что законов существует много.

Задача Фомы разобраться какие законы управляют человеком, то есть построить правильную иерархию законов. Существует 4 вида законов:

1) вечный закон – сам божественный разум, который управляет всем миром. Он вечен как бог, он существует всегда, он является причиной мира и т.д.  Разум человека слишком слаб, чтобы понять этот закон, человек может только догадываться о существовании бога.

2) естественный закон – часть вечного закона, которую бог вложил в разум человека. Простые правила, аксиомы, которые не требуют доказательства, то, что понятно всем. Нужно возмещать вред, за причиненный ущерб. Не все люди добровольно соблюдать нормы естественного закона, человек в силу своей не совершенной природы, способен к совершению преступления.  

3) человеческий закон – позитивное право, это законы, исходящие от власти, которые обеспечиваются с помощью силы, которая исходит от государства. Человеческие законы создаются людьми, они могут противоречить естественным законам, друг другу. Бывают справедливые законы, бывают не справедливые.

4) божественный (откровенный) закон – происходит непосредственно от бога, открыт через откровения. Они закреплены в священном писании – библии.  Именно этот закон – является высшим для человека.

Концепция власти Аквинского. Закон первичен – власть вторична. В вопросе о власти Фома опирается на Аристотеля. Состоит из 2 начал. У каждой вещи есть материя и форма. Фома отталкивается от канонического текста Павла: всякая власть установлена по воле бога, нет власти не от бога. Этот тезис относится только к сущности государственной власти. Сущность государства установлена богом. Есть сущность власти, а есть конкретные проявления власти (они могут соответствовать воле бога, а могут не соответствовать). Если власть будет не справедливая, то у народа возникает право на сопротивление. В качестве высшего судьи над государством должна быть церковь в лице римского папы, только церковь может толковать священное писание.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 421; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!