Политическая мысль Древней Греции.



Возникновение политической мысли Древней Греции.

Политика как самостоятельная наука сформировалась в Древней Греции. Философами была разработана терминология: государство, закон и т.д.

Были сформулированы вопросы о сущности государства, о соотношении права и государства, государства и человека. Греки определи предмет политической науки.

На протяжении 1 тыс. до н.э. появилась политическая теория. Греческие полисы в период расцвета насчитывали 50-100 тыс. человек.

Политическая теория: 2 основных фактора, способствующих успеху политической науки в древней Греции: 1) разнообразие и активность политической жизни  2) чрезвычайное развитие рабства в древней Греции (отличает полисы от государств Древнего Востока; здесь все производственные работы осуществлялись рабами, свободные жители были освобождены от физической работы – имели досуг)

 

Становление политической мысли.

На раннем этапе 8-6 в до н.э.

Государственность в Греции была и раньше, но с тех времен почти ничего не сохранилось.

С 8 в до н.э. сохранились 2 источника: поэмы Гомера (8 в. До н.э.) и Гесиода (7 в.до н.э.)

У Гомера «Илиада» - события троянской войны  13 в до н.э. и «Одиссея» - это художественные произведения.

Идеи справедливости у Гомера. В гомеровском понимании справедливости есть что-то общее с восточным пониманием – справедливость имеет божественное происхождение, божественную природу, заключается в том, чтобы между людьми было некое справедливое неравенство Но есть существенное отличие: статус человека прежде всего зависит от самого человека, а на востоке все зависело от происхождения. Совершая подвиги на войне, человек мог выдвинуться.

В поэмах Гомера политические мысли представлены попутно.

 

Но в 6 в.до н.э. в Греции появляются как минимум философские школы, в которых представлена уже полноценная политическая теория. У теории имеется определенная философская основа, она освобождена от религии и мифологии. Появляется светская политическая теория.

Это работы Пифагора и Гераклита.

Философскую основу теории Пифагора является его теория чисел. Все события в мире могут быть описаны с помощью чисел. И общественная жизнь. Справедливость в алгебре выражается числом 4, а в геометрии в форме квадрата.

Гераклит известен как основатель диалектики. Гераклит считал, что первооснова мира это огонь. В основе всего Логос – всеобщий закон, человек часть мира – человек тоже подчиняется этому закону.

 

Вопрос кому должна принадлежать власть в Полисе? В те времена существовало 3 модели: монархическая власть, аристократическая (роду, группе родов), и были некоторые примеры демократических полисов.  Под народом понимались только свободные граждане полиса.

Пифагор и Гераклит сравнивали в основном аристократию и демократию.  Приходят к выводу, что наиболее правильной формой является аристократия – правление лучших людей. Чтобы управлять полисом, нужно понимать по каким законом живет полис. Гераклит способность познания Логоса есть только у лучших людей. Пифагор – математику не все могут изучить. Под аристократией они понимали – интеллектуальную аристократию.

 

Политические идеи расцвета Греческой государственности.

5 в.до н.э. (480-430)

480 закончились Персидские войны. В 431 г. приходит в упадок – начинается междуусобная Пелопонесская война, победу одерживает Спарта.

 

Появились школы Демокрита, софисты и Сократа.

Демокрит.  Все состоит из атомов мелчьчайших неделимых веществ. Все события происходят благодаря движению атомов. Все в мире сводится к движению атомов. Все физические процессы можно объяснить движением атомов. Он впервые выделил естественные и искусственные законы. Есть естественные законы – законы природы – физические законы – действуют всегда одинаково. В полисах действуют искусственные законы – номос, создаваемые людьми. Естественные законы важнее искусственных. Справедливость в том, чтобы поступать как велит природа. Искусственные законы должны соответствовать естественным законам. Жизнь человека возможна только в условиях полиса. Благополучие полиса имеет огромное значение для каждого человека. Полис ценнее, чем каждый отдельный человек. Власть в полисе должна принадлежать. Он выступает как приверженец демократии.  

Полис это единый организм, каждый гражданин должен иметь возможность участвовать в решении общих дел. Наиболее правильной формой является демократия, учитываются голоса всех граждан.

 

Софисты.

 5-4 в.до н.э. Название школы происходит от греческого прилагательного софос – мудрый. Какое-то время слово носило положительную окраску – человек добившийся успеха в какой-либо сфере. Позже становится нарицательным к группе людей, либо к профессии (платные учителя мудрости).

Движение софистов имело позитивную роль, оно способствовало распространению знаний. Слово софист получило негативную окраску – стали называть людей ловких в спорах. Сводилось к искусству спора, они утверждали, что нет никакой истины.

В движении софистов выделяется 2 тапа: старшие и младшие софисты. Это условное дело – по различию политических взглядов и программ.

Старшие софисты: Протогор и Горгий: философской основой политической теории софистов является релятивизм – учение об относительности истины. Релятивизм- утверждает, что истины не существует, или человек не может ее познать. Важно убедить, особенно в политике. Особенно очевидно принципы релятивизма выражены в книге Горгия «о природе»: 1 глава ничего не существует, 2 глава если и существует, то не познаваемо человеку, 3 глава- если познается, то человек не сможет передать другим то, что он познал.  

Старшие софисты: Протогор противопоставляли естественные и искусственные законы. Искусственные законы никогда не будут соответствовать естественным. Искусственные отличаются у разных народов. Объективной справедливости не существует. Распространенные в обществе идеи справедливости есть результат соглашения людей друг с другом.

Старшие софисты были сторонниками демократии. Управление государством это искусство – ему нужно учиться. Каждого человека можно научить.

 

Младшие софисты были сторонниками олигархических или тиранических форм правлений.

Фрасимах и Калликл. Они поддерживали учение об относительности справедливости.

Фрасимах говорит, что справедливость это иллюзия и фикция – в реальной жизни это, то что всегда идет на пользу власти. Во всяком государстве власть устанавливает законы, которые ей выгодны. Фрасимах считал нет разницы между формами правления, все они обманывают народ.

Калликл – самая правильная форма правления это тирания. Каллкил приходит к этому выводу исходя из сравнения природы и человека. В природе господствуют сильнейшие. В общественной жизни должен главенствовать сильнейший.

 

Движение софистов имело большое значение. К концу софистов - множество школ и т.д.

Софисты впервые поставили в основу политической теории человека. Софисты занимались практическими вопросами. Их ошибка в том, что в качестве философской основы был релятевизм – он сформировал негативное отношение к их школе. Дальнейшее развитие философии строилось на критике софистов.

 

11.09.12

Сократ – оказал огромное влияние на всю последующую философию и культуру.  Его идеи известны благодаря ученикам. Многие диалоги Сократа основаны на критике софистов. Истинная справедливость это не выдумка, не результат какого-то соглашения. Истина и справедливость существуют объективно, независимо от того понимает их человек или нет. Каждый человек способен к познанию истины и справедливости. Возможность познания и справедливости заложена в душе каждого. Главный девиз: познай самого себя. Душа каждого человека имеет божественное происхождение.

Для практической сферы, политической философии, этот тезис Сократа имеет следующее значение: законы, которые создают люди непроизвольны. Во всех государствах, все законы стремятся к тому, чтобы отражать высшую справедливость. Все народы стремятся к тому, чтобы их законы выражали объективную справедливость. Но народы находятся на разных стадиях развития.

В зависимости от качества законов можно построить классификацию:в основе принцип или критерий законности. Он выделяет 5 форм государства

1)Царство (монархия) – государство, в котором правит один человек в соответствии с постоянными законами

2) Тирания - если власть не на законе, а на произволе правителя.

3) Аристократия – власть принадлежит группе людей, основанная на законах

4) Плутократия - власть группы людей, основанная на богатстве.

5) Демократия – власть народа, власть принадлежит всему народу.

Он не выделяет какую-то одну форму в качестве правильной. У всякой формы есть свои достоинства и недостатки. Особое внимание он уделял демократии (так как жил в Афинах). Демократия неправильная, так как многое решалось путем жеребьевки.  Сократ критикует произвол народного собрания, так как народ поддается эмоциям и убеждению. Демократия не самая совершенная форма. Спарта и Крит – в этих государствах умеренно аристократический режим – ему представлялось наиболее правильным.

Главное требование Сократа к государствам – требование законности. Насколько в государстве исполняются законы – от этого зависит качество жизни народа в государстве.

Сократа называют создателем принципа законности в политике. Пытается сформулировать логическое обоснование (легитимацию закона). До него божественная воля, Сократ: всякий гражданин находится с государством в определенных договорных отношениях. Смысл договора: гражданин обязуется соблюдать законы полиса, государство обязуется обеспечивать защиту гражданина.

399 г до н.э. Сократ был предан суду. Его обвинили в том, что он не почитает афинских богов и развращает молодежь. Он пытался объяснить. Он был признан виновным за религиозное преступление. Чаще выносилось решение о применении смертной казни, но фактически человеку предоставлялся выбор отправится в изгнание.  Сократ сказал, если суд принял решение, должен подчинится – его казнили.

Политическая теория Платона.

Платон был учеником Сократа. Конец 5 – 1-ая половина 4 в. До н.э.

Был учеником Сократа около 10 лет. После смерти уехал из Афин. После возвращения в Афины образовал собственную философскую школу. Создал одно из первых систематических учебных заведений – академия.  Эта академия просуществовала около 1тыс.лет.

Сохранилось около 2 десятков диалогов и около 10 спорных. Платоновские работы написаны в форме беседы. Один из собеседников Сократ. Его точка зрения истинная, истина рождалась в споре. В ранних диалогах Сократ высказывает свои идеи. В более поздних диалогах Платон высказывает свою позицию.

 

Платон от Сократа взял представление об объективном характере истины. Он основатель школы объективного идеализма.  Идея о том, что есть какое-то объективное основание для человеческого понимания мира.

Платон в последних диалогах пришел к противопоставлению реального мира идеальному. Помимо реально существующего мира, существует некий идеальный мир или мир идеи. Всякая вещь существует потому, что где-то в идеальном мире существует идея этой вещи.  При этом идея, по мнению Платона, совершенна, абсолютна, вечная и неизменная. Вещественный предмет всегда несовершенен, имеет временное существование. Наиболее правильным является идеальный мир, а вещественный мир порочен, он временный и случайный. То, что мы видим – это отражение идеального мира.

Истинное познание возможно только через душу человека. Душа каждого человека имеет божественное происхождение, человек когда-то находился в идеальном мире, он благодаря логике может вспомнить. Опытное познание неистинно.  

В области политической теории главной идеей является идея государства. Платон ставит перед собой задачу описать совершенное государство, идеальное. Познание идеального государства – это предмет политической теории.

Строение идеального совершенного государства напоминает строение человеческой души. В душе существует три начала (элемента): разумное, яростное и чувственное (вожделеющее). Платон говорит о разуме, воле и чувствах – их выделяет современная психология. Три составных части должны находится в определенном порядке: разум должен господствовать, яростное начало должно защищать, чувственное – должно материальные потребности.

В идеальном государстве три начала в виде трех сословий: разумное начало – сословие правителей, яростное начало – сословие воинов, чувственное – сословие производителя.  Такое разделение должно быть непроизвольным, оно должно основываться на истинных склонностях и способностях человека. Люди изначально неодинаковы – у разных людей наиболее сильным является разное начало. Более сильно разумное – философы. Яростное господствует – воины, наиболее сильные и мужественные люди, но они не способны к рассуждению. Подавляющая масса людей с ведущим чувственным началом, более заботятся о материальных потребностях. Философы должны править и т.д.

Каждый человек должен быть на своем месте и заниматься своим делом. В этом заключается справедливость.

В идеальном государстве. Принадлежность к сословиям передается по наследству. При этом переход из сословий возможно, если у ребенка обнаруживаются способности (между правителями и воинами). Он скорее отрицал обмен с третьим сословием. Он описывает жизнь сословий, особенно правителей и воинов. От того, как организована их жизнь зависит то, как будет организовано государства. Жизнь первых 2 сословий должна быть организована на основах коллективизма и равенства. Он предлагает устранить частную собственность среди этих сословий. Все что им нужно, должны получать от государства, не должны иметь материальных ценностей. Эти люди должны быть свободны от семейных обязательств. У правителей и воинов не должно быть семьи в обычном понимании. Стражи должны жить одной большой семьей, жены общие, детей должно воспитывать государство. Семья и собственность это источники эгоизма. Если есть семья и собственность, человек будет стремиться к обогащению. Стражи не должны противопоставлять свое личное состояние состоянию полису. Люди должны быть полностью избавлены от эгоизма. Платон, хотел искоренить проблему – запрет на частную собственность. Мотив общности: у людей, заботящихся о государстве не должно быть конфликтов, а источником конфликтов является семья.  Никто не должен знать своих детей. Тогда ребенок будет почитать всех взрослых, а взрослые заботиться о детях. Проект оказал серьезное влияние на политическую жизнь.

В западной либеральной теории принято считать Платона основателем коммунизма и тоталитаризма. В отличие от современных коммунистических проектов. Платону чужда идея всеобщего равенства.  У Платона люди неравны, уничтожение собственности с равенством не связано, цель - правильное функционирование государства.

Идеальное государство может быть в форме аристократии и в форме монархии. Платон выделяет ещё 4 формы государства: Платон пытается описать как эти формы возникли и переходили одна в другую.

Когда-то давно в прошлом существовало это идеальное государство, когда люди были лучше и т.д. Идея вообще не может существовать в вещественном мире. Всякая идея приобретает недостатки. То идеальное государство не может в человеческом мире существовать вечно, оно деградирует. Наблюдается не прогресс, а регресс и упадок. Он выделяет:

1) идеальная аристократия

2) тимократия – власть чести, власть воинов. Ещё есть деление воинов. Профессия философа перестала быть престижной. А честь приобрела значение. Это государство всегда направлено на войну.

 Входе столкновений воины приобретают имущество.

3) Олигархия – власть по наследству.

4) демократия – не имеет должного управления. В конце концов народ устраняется и передает власть одному человеку

5) тирания - самый плохой государственный строй –деградация достигает пика. Тирания хуже идеального государства в 729 раз.

 

18.09.12


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 863; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!