Политические идеи реформации и возрождения



Политические идеи эпохи реформации

Всплеск еретических движений: орианство и нестерианство. В 11-12 веках вновь возникают еретические движения: вальденцы и альбегольцы (юг Франции, Италия).

 

14 – 15 века – еретические движения развиваются на почве борьбы с феодализмом. Движение делится на бюргерское и плебейское (гуситы и табариты в Чехии) движения.

 

Общий объединяющий лозунг еретических движений: о необходимости возврата к идеалам раннего христианства. Католическая церковь не имеет ничего общего с тем, что проповедовал Христос.

Умеренная ересь – нужно вернуть общность, которая была в раннем христианстве. Часто еретические движения объединялись с движениями против феодализма.

 

В начале 16 века одно из таких еретических движений одерживает победу, в результате чего в Европе начинается религиозная революция, которая охватывает Западную Европу (Германия, Голландия, Англия, Скандинавия и другие страны). Господству католической церкви приходит конец. Эту религиозную революцию принято называть реформацией.

 

Реформация началась в Германии. Основателем движения считается немецкий священник Мартин Лютер.

Толчком послужила практика продажи индульгенций. Индульгенция – документ, подтверждающий отпущения грехов. Продажа индульгенций основной источник дохода.

«Теория добрых дел» - каждый человек грешен перед лицом бога, человек может искупить свои грехи. Совершив плохой поступок, может совершить праведный поступок, таким образом искупить свои грехи перед лицом бога. Количество добрых дел должно быть выше, чем количество греховных поступков. Каждый человек должен являться в церковь и исповедоваться. Священник назначает искупление – оно может быть разным, помощь нуждающимся и т.д. Все свелось к тому, что это посильный взнос в церковную казну – самый праведный поступок. Она вызывала сомнение у грамотных людей.

В конце 15-16 века увеличилась практика увеличения числа праздников, юбилеев.

 

В 1517 г. Лютер опубликовал свое первое письменное заявление «95 тезисов против продажи индульгенций». Он прибил их к дверям своей церкви. В своих тезисах он опровергает католическую теорию добрых дел. Он предлагает свое понимание христианства. Ее стали называть теорией «об оправдании верой».

Исходный тезис: каждый человек грешен. Никакие добрые дела эту греховность искупить не могут. Единственное, что может спасти человека – это истинная вера в искупительную жертву Иисуса Христа. По мнению Лютера Христос совершил настолько великий поступок, что он один может искупить все грехи. Каждый человек должен признать Христа в качестве своего спасителя и через эту веру приобщается к этому поступку и может надеяться на спасение души.  Человек за искуплением грехов обращается сразу к богу, а не как у католиков к церкви. Церковь утрачивает роль посредника между человеком и богом.

Первая часть практической программы Лютера: церковная реформа – церковь должна быть союзом истинно верующих людей.

 

Реформа церкви, предложенная Лютером:

1) все члены церкви должны иметь равные права (священники и миряне). Духовенство не должно иметь никаких привилегий. Не должно быть никакой иерархии и власти внутри церкви

2) Римский папа не должен иметь никаких привилегий. Папа и церковь не должны вмешиваться в светскую политику. Лютер призывает правителей отказаться от рабского подчинения папскому престолу. Светская власть должна быть независима от церкви.

3) все вопросы деятельности церкви должны решаться всеми верующими сообща путем проведения собраний или соборов.

Лютер добивался того, чтобы каждый верующий имел право читать священное писание. Лютер перевел библию на немецкий язык. Он выступал против безбрачия духовенства, целибата. 

 

Часть программы Лютера: взаимоотношение государства и церкви.

Он опровергает теорию Фомы Аквинского, теорию противопоставление светской и духовной властей. Он предлагает вернуться к идее Августина о разграничении светской и духовной областей. Люди делятся на 2 части: одни принадлежат к земному царству (грешники), другие к божьему (праведные). Но в земной жизни люди не могут понять к какому царству они принадлежат. Для праведников никакая власть не нужна. В божьем царстве быть не должно. Существует только одна власть, власть государства. В вопросах веры никакого принуждения не допускается.

 

Первая протестантская община сформировалась, она распространилась на всю Германию. По имени Лютера была названа Лютеранской.

 

Жан КальвИн – жил в Швейцарии. В середине 16 века организовал протестантскую общину. Теория кальвинизма отличается от Лютера в 2 наиболее существенных моментах:

1) кальвинизм изначально зарождался как интернациональная религия. Это способствовало распространению в разных странах Европы.

2) теория Лютера была направлена на разрушение основ католицизма, то КальвИн (после смерти Лютера объединил протестанские). Он сформулировал систему принципов протестантизма: кальвинизм главная теория реформации. Женева центр протестантизма.

3) более жесткий и агрессивный характер по отношению к католикам.У Лютера главной была свобода совести. Кальвин: католицизм это извращение христианства, он не имеет права на существование. Он вреднее мусульманства.

Кальвинизм одержал победу в Швейцарии, а затем распространился в северной Европе, Скандинавии, Англии.

Пуритане (крайние представители кальвинизма) в 16 веке уезжали в северо-американские колонии.

 

Кальвинизм знамя буржуазных революций.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 590; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!