Радикальное направление. Политический радикализм в России 18 века.



А.Н. Радищев.

«Путешествие из Петербурга в Москву» опубликована в 1790г. Критика существующего политического и общественного строя. Два основных предмета критики – крепостной строй и самодержавие.

Все теоретические идеи относительно государства и права заимствованы у французов, у Руссо.

Процесс возникновения государства. Возникло путем заключения общественного договора. В естественном состоянии все люди были равны и свободны, руководствовались естественными законами и золотым правилом нравственности. Пока не было собственности и неравенства. Причина возникновения государства – появление собственности. У Руссо – возникновение государства – обман богачами, с целью сохранить их положение. У Радищева возникновение государства- в интересах большинства, для защиты слабых и угнетенных. Современное государство утратило эти цели. Оно выродилось в абсолютный деспотизм.  Самодержавие – наипротивнейшее человеческому естеству состояние.

Не соответствует общественному договору и крепостничество.  Крепостное право системно критикуется Радищевым. Это главная беда российского общества. Это причина отсталости России. Крепостничество ведет к низкой культуре земледелия и т.д. Это причина экономической отсталости России. Юридические доводы: общественный договор заключается равными людьми, но никто не соглашался на рабское состояние, все должны быть равно ограничены в своей свободе.  Оно не законно с юридической точки зрения. Моральные доводы: это звериный обычай. Крепостничество должно быть уничтожено, также как и самодержавие.

 

Их нужно уничтожить немедленно, никакие постепенные реформы не могут. Единственный способ преобразования - революция.

Слабое место в теории Радищева – отсутствие позитивной программы. Критика есть, но слабая практическая программа.  Государство должно быть республиканским. Он сторонник непосредственной демократии - власть должна осуществляться самим народом. Собственность частная – он ее критикует, но не выступает за уничтожение, ее нужно уравнять.

 

27.11.12

 

Российский либерализм конца 19 начала 20 века.

Либерализм занимает среднее положение.

Развитие после реформ 60-70 годов 19 века. Они поддерживали реформу суда, м/су, предлагали множество проектов реформ политической системы (введение парламента). 

 

В области теоретического обоснования существовало 2 противоположных течения:

- позитивисты

- сторонники естественно правовой школы.

 

Позитивисты.

Международное течение, которое сформировалось в 19 веке. Основоположник Джереми Бентам. На основе критики естественно правовой школы.

 

Шершеневич. Представляет классический – легистский позитивизм.

Объективно существует только позитивное право, то есть право в виде законов или обычаев, которые поддерживаются государством. Они отрицают существование естественного права в какой-либо форме. Естественное право – это философская абстракция, которая не имеет отношение к юриспруденции.

Юриспруденция имеет дело только с позитивным правом.

 

С точки зрения юридической науки нужно дать понятие термину право. Главный вопрос: что такое право?

Шершеневич предлагает формально-догматический подход для определения права. Автора не интересует содержание правовых норм.  Правовые нормы необходимо отличать с точки зрения формальной. Формальное отличие правовых норм – их тесная связь с государством.

 

Право (Шершеневич) – это нормы поведения, которые сопровождаются угрозой применения страдания со стороны государства в случае их нарушения. Право это нормы, которые поддерживаются государством.

Легло в основу понимания нормативистского подхода к праву.

Такой подход не оставляет место для теории правового государства. Любой закон, изданный государством считается правовым.

 

На основе этой критики сформировалось другое течение.

Социологический позитивизм.

 Николай Коркунов и Сергей Муромцев.

Признают основные постулаты позитивизма. Отрицают философский подход к праву.

 

В понятие права нужно включать не только правовые нормы, но и правовые отношения, которые этими нормами урегулированы. Правоотношения генетически и логически предшествуют правовым нормам. Правоотношения возникают в реальной жизни для достижения целей. Содержания этих отношений составляют общественные интересы. Свои интересы есть у всех субъектов права.

 

Содержание правовых норм не может быть произвольным. Государство не может их придумывать. Государство лишь фиксирует фактически сложившиеся в обществе правоотношения.

 

Муромцев. Содержание общественной жизни – это общественные отношения. Отношения нуждаются в защите. Защита может быть разной. Какие-то не очень важные своими силами, какие-то обществом, для каких-то нужна организованная защита (жизнь, собственность). Организованная защита- право. Оно описывает отношения и санкции за нарушение.

 

Государство рассматривается как вторичный институт по отношению к праву. Государство необходимый для защиты права, для претворения его в жизнь, но не источник или творец права.

 

Особое место в системе органов государства занимают судебные органы. Задача суда не только в применении нормы закона, функции выходят за эти рамки. Суд должен оценить эту норму в системе норм права, насколько она соответствует правопониманию, общим принципам. Если не соответствует, то не применяет.

 

Повлияла на появление учения о правоотношениях. Идеи Муромцева о начале судебной системы были восприняты в англо-сакоснской правовой семье.

 

Психологический позитивизм.

Петражицкий.

Право как позитивное право.

Содержание права – в правовых эмоциях.

 

 

Естественно-правовая школа.

Проблема анти историзма – ее за то критиковали.

К 19 веку стало ясно, что такой подход к праву невозможен (о 17 веке).

 

Попытались преодолеть проблему внеисторичности.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1050; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!