Политические идеи немецкой классической философии.



Принято объединять несколько философских… Канта, Гегеля, Фихте.

Германия сильно отставала в развитии. Сохранялся сословный строй. Конгломерат разрозненных мелких государств, сохранялась раздробленность.

КАНТ Иммануил.

Жил во 2-ой половине 18 века.

Творчество подразделяют на 2 этапа. Ранний до 60-ых годов 18 века.  

2-ой период – критический с 70-ых годов 18 века и до 1804г.

Критическим называют по названиям основных работ: «критика чистого разума», «критика практического разума», «критика способности суждения».

 

Кант обращается к социальным, общефилософским проблемам.

По мнению Канта, любую философию следует начинать с критики познавательных способностей человека, для того, чтобы определить границы возможного познания. Кант был убежден, что способности человека к познанию мира ограничены. Он представитель агностицизма.

 

Человек способен познать лишь внешние явления вещи – феномен вещи – «вещь для нас». Сущность вещи или вещь в себе остается для человека скрытой. При попытке познания предельной сущности мира, сущности вещей человеческий разум сталкивается с антиномиями. Антиномии – противоречивые утверждения, которые можно как доказать, так и опровергнуть с помощью средств человеческого разума. Конечность и бесконечность мира.  

 

Для политической философии и этики Кант использует понятие свободы. И вопрос о свободе и необходимости. Этот вопрос имеет принципиальное значение. Если свободы не существует, то человек действует следуя внешней необходимости, то человека нельзя обвинять в его поступках.

В докантовской философии существовало 2 подхода к решению этой проблемы:

- детерминисты. Свобода это выдумка. Человек часть природы, он во всем подчиняется действию внешних причин.  Французские ученые

- английские ученые. Волюнтаристы (Юм, Беркли). Человек особое существо, которое наделено свободой воли. Человек, принимая решение о совершении какого-либо поступка, всегда свободен.

 

Кант предлагает вынести эту проблему за рамки политической науки. Соотношение свободы и необходимости это тоже антиномия. Но решить проблему невозможно. Но для этики и политической науки этот вопрос не принципиален. Для политической науки достаточно доказать, что свобода возможна, что человек может нести ответственность за свои поступки.  

 

Возможность человеческой свободы строиться на 2 предпосылках:

1) человек в отличие от прочих животных наделен разумом. Благодаря разуму он способен к познанию природных законов. Человек как разумное существо поступает осознанно. То, что для животных является внешней необходимостью, для человека является внутренней необходимостью

2) человек самостоятельно формулирует для себя свои собственные законы. Таких законов может быть множество. Но есть один всеобщий верховный закон этики – категорический императив. Он содержится в разуме каждого человека, каждый человек стремится его соблюдать.  Поступай так, чтобы мАксима твоего поведения могла стать основой закона для всех. Максима- основной принцип. Благодаря, категорическому императиву возможна общественная жизнь.

 

Категорический императив – основа права и нравственности. Нравственность более глобальная система. Право выполняет обеспечительную функцию по отношению к нравственности. Большинство людей инстинктивно стремятся к его соблюдению. Право необходимо, когда человек в силу каких-то причин выходит за рамки императива, и нарушает свободу другого человека.  

Право выводится из морали.

Право – это совокупность условий, при которых внешняя свобода одного человека, совместима с внешней свободой другого, с точки зрения всеобщего закона. Право выполняет роль рамок, которые ограничивают свободу одного человека, учитывая свободу другого человека.  

 

Из права Кант выводит необходимость государства.

Государство – институт, смысл которого, обеспечить принудительное исполнение права.  Право в отличие от морали предполагает некую принудительную силу.  

 

Право логически предшествует государства. Государство это один из институтов, обеспечивающих право, но могут быть и другие средства.

Кант дает обоснование правовому государству. Право первично. При решении своих задач государство должно опираться на право.

 

Кант по отношению к государству использует терминологию теории общественного договора. Государство существует благодаря соглашению людей. Оно создано людьми, чтобы обеспечить исполнение права. У гражданина и государства есть взаимные права и обязанности, но при этом нельзя рассматривать договорную теорию как абсолютную историческую истину.  Договорная теория – отношения государства и граждан. Классический образец ошибки – система, предложенная Гоббсом – человек, у него не самостоятельное существо, которое требует духовной власти над собой. Это неправильное понимание природы человека.

По канту человек существо свободное и разумное. В сознание каждого человека заложен принцип категорического императива. Человек знает как нужно относится к другим людям. Государство не должно указывать людям как жить. Вмешательство государства в общ9ественную жизнь должно быть минимальным. Единственный случай обоснованного вмешательства в общественную жизнь, когда человек выходит за рамки права, и своими поступками причиняет вред или создает угрозу причинения вреда другому человеку. Вмешательство государства – пресечь правонарушение, наказать преступника, и по возможности возместить ущерб.

 

Политическая философия канта – классическая либеральная доктрина. Человек – свободный индивид, минимальное вмешательство государства и т.д.

 

 

Гегель.

 

Главный недостаток кантовской философии – оторванность кантовского политического идеала от реальности.

Многие категории кантовской философии не имеют ничего общего с действительностью. Категорический императив – абстрактный, его невозможно доказать логическим путем.

Кантовское правовое государство – не связано с действительностью.

 

В качестве исходного принципа своей философии – познание действительности. Государство реально существующее.

Предмет философии Гегеля – познание существующего государства и права.

 

По мнению Гегеля – весь существующий мир – результат саморазвития абсолютной идеи. 

 

В своем развитии абсолютная идея проходит несколько этапов: Развитие всего по трем ступеням, отрицающим друг друга.

1) логика – царство чистой мысли. Ничего не существует, существуют только абстрактные понятия

2) природа – внешний мир. Природа описывается при помощи естественных наук. Завершением этого этапа является творение человека.

3) дух- отрицание отрицания. Но это не абстрактное сознание, это сознание человека,  человечества в целом.

 

Наиболее существенное достижение Гегеля в области философии права – это создание и обосновании диалектического метода.

До Канта считалось, что результат философии – дать общие определения.

Гегель обнаруживает недостаток старого философского метода. Любое определение можно рассматривать как временный результат, так как мир и человеческий разум находятся в постоянном развитии. Каждое определение содержит в себе внутреннее противоречие, которое является источником развития. Преодолевая противоречия человеческая мысль развивается и совершенствуется, но при этом этот процесс бесконечен, как и сам мир. Человек не дано понять абсолютную истину. Так как абсолютная истина это абсолютная идея.

Но заранее установленных пределов возможности познания нет. Познание мира в принципе возможно как процесс, но не как результат.

 

Понятие свободы. Кант строил свою философию, отталкиваясь от свободы индивида. Гегель ключевым понятием философии права является понятие свободы. Но Кант ошибается в понятии свободы. Так как он не верно понимает соотношения свободы индивида и общественного целого.

Гегель: в политической философии выделялось 2 взаимоисключающие ценности: свобода индивида и интересы государства и общества.  До сих пор в политической философии существовало 2 направления: либеральная (примат свободы индивида) и этатическая философия (примат государства).

 

Гегель берется преодолеть это противоречие. Гегель говорит о том, что причина этого противоречия заключается в том, что философы не верно понимают сущность свободы индивида. Все они понимают свободу человека как независимость от внешних условий. Свобода имеет какое-то отрицательное наполнение. Но в гегелевской философии это лишь первый шаг к истинной свободе. Истинная свобода не может быть бессодержательной. Она должна иметь конкретную цель и содержание.

Содержание истинной свободы – общественное благо. Свобода это осознанная необходимость. Правильное поведение индивида оно не может противоречить разумно понятому общественному благу.  

 

Неверно понимать право, как какое-то ограничение свободы. Право – не ограничивает свободу индивида, оно создает свободу. Пока не было права, не было свободы. Право освобождает человека. Право как реализация свободы.

 

Государство во взаимоотношениях с индивидом – это безусловная высшая ценность. Государство есть высшая форма реализация свободы. Это высшая цель как для индивида, так и общество. Индивид во взаимоотношения с государством: интересы государства всегда выше индивида. Но это относится не ко всякому государству, а лишь к действительному государству, к правовому государству.

 

Историческая типология государств: до сих пор существовало 3 типа государств:

1) восточные государства. Свобода только у одного человека правителя

2) античное государство. Свобода была достоянием немногих

3) германский тип (современный Гегелю) – он находится в этапе становления. Свобода достояние всех. И оно будет основано на принципах права. Но особенностей правового государства он не выделяет. Он говорит о разделении властей в государстве. Но описывает ее примитивно. Он говорит, что правоспособность должна быть у всех граждан. Он описывает прусскую конституционную монархию.

 

Гегелевская философская система- этатистская философия.

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!