Политическая мысли Древней Индии.



03.09.12

История политических и правовых учений.

Самылов Иван Васильевич.

Экзамен зимой.

 

Учебники:

ИППУ под ред. Мартышина О.В.

Тексты мыслителей нужно читать.

Первый семинар: классические доктрины древней Греции

7семинаров.
Предмет и особенности ИППУ

Это историко-теоретическая наука. Находится на стыке юриспруденции, истории и философии.

Наиболее тесная связь ИППУ с ТГП.  Связь выражается в том, что благодаря ИППУ можем проследить возникновение идей и взглядов, которые лежат в основе ТГП, как возникло ТГП, как сформировались доктрины. Имеет общекультурное значение изучение ИППУ.

 

Структура курса: древний мир, политические теории средневековья, нового времени, 20 век и т.д

 

Политические учения Древнего Востока.

Зарождение политической мысли в Египте и Месопотамии.

Политическая мысль тесно связана с государством и правом. Политическая мысль возникает приблизительно одновременно с возникновением государства.

Первые государства возникли на территории Египта, Нил, Месопотамия – Тигр и Евфрат.

Конец 4 тысячелетия до новой эры – возникновение первого централизованного государства (Египет – столица Мемфис).

Месопотамия – конец 4 начало 3 тыс. до н.э. – существовали только отдельные города-государства. Большой территории объединение в конце 3 тыс. до н.э.

 

В Египте древняя государственность вплоть до н.э. существовало. Упадок до создания Римской империи.

В Месопотамии до 1тыс.до н.э. столица Вавилон.

Была создана письменность: Египет - иероглифическое письмо, Мес.- клинопись. Использовали твердый материал долговечный. Благодаря этому сохранилось множество текстов до наших дней.

 

В первозданном виде дошли целые сочинения, по которым можно судить о политической идеологии народов Древнего Востока. Политическая мысль ещё отсутствовала, не было единой терминологии. Не было понятий государство, право, законы. Не было единого предмета политической мысли. Можно говорить о зарождении определенных политических идей.

Множество проявлений политических мыслей можно отыскать в религиозных текстах. Книга Мертвых – одна из самых известных. Была записана впервые в начале 3-го тыс.до н.э. Описывали, что ждет египтянина после смерти (суд Осириса, Осирис оценивает, описывается как нормальный судебный процесс: заслушиваются обе стороны, можно ссылаться на показания свидетелей и т.д.).

 

Текст светского содержания – Поучения Птахотепо. Птахотеп – чиновник. Пытается описать, что представляет собой страна Египет, кому принадлежит власть, отношения между властью и подданными. Власть у Фараона, он сын богов, ему нужно подчиняться и т.д.

Законодательные акты – содержится информация о строе. Законы царя Хаммурапи были опубликованы в 18 веке до н.э.

 

Общие черты политической мысли (ПМ) государств Древнего Востока:

1) Мифологическая основа. ПМ не оформилась как наука. В мифах передавалась. Миф имел значение: педагогика, передача знаний. Миф –основная форма изложения политических идей. Миф главный аргумент в политических споров. Споры, как правило, заканчивались ссылками на мифы. Аргументация не логическая, а мифологическая.

2) Теологический подход к государству.  Теологическая теория была единственным подходом к возникновению политической власти. Основные авторы текстов – жрецы, практически только они владели письменностью. Это способствовало теологической теории. Происхождение государства и власти рассматривалось как результат действия божественной воли. Обожествление личности верховного правителя – это типично для Древнего Востока. Верховный правитель – избранный субъект, он имеет божественную природу, имеет особые качества с помощью которых управляет государством. Простой человек не может. Эти качества и добродетели передаются по наследству.

3) Особое понимание справедливости. Справедливость – первое абстрактное понятие, которое имеет отношение к политической жизни. Божественное понимание справедливости характерно. Справедливость имеет надчеловеческую природу, устанавливается верховным божеством. Бог и верховный защитник, и верховный судья. Человеческие законы способствуют установлению этой божественной справедливости. Главное наказание – судьба души в загробной жизни, человеческие наказания от государства имеют второстепенное значение. Содержание справедливость – в обществе должно существовать определенное неравенство. Каждый человек имеет свое место, человек воспринимался не индивидом, а в группе (сословие или каста). Справедливо, чтобы каждый человек был на своем месте, от этого зависит судьба его души.

4) Консерватизм политической мысли. Главная мысль – главное благо для государства сохранение существующего порядка, любое изменение – упадок. Смысл государства – сохранить этот справедливый порядок.

 

Политическая мысли Древней Индии.

Древняя Индия второй центр развития государственности.

Государственность формируется в начале 2-го тыс.до н.э.

Государственность возникла другим путем. Возникновение государства связано с нашествием пришлых племен – древние арии. Пришли они на территорию Индии с севера. Язык этих народов имел европейские корни.

Основа организации Древней Индии – варновый строй. Варна – особая социальная группа, присуща только Индии. Варны носили исключительно замкнутый характер. Не допускался переход из одной варны в другую, запрещались смешанные браки. Возможно, Арии пытались таким образом сохранить свои признаки, не допустить смешения.  

Сейчас правительство отменило деление на Варны, но сохраняется до сих пор.

Варн было 4: Брахманы- жрецы, Кшатрии – воины, Вайшьи – земледельцы и ремесленники. Шудры – слуги, наемные рабочие, физический труд.

Внутри Варн деление на Джати – их несколько тысяч. По определенным профессиям и т.д. Принадлежность передавалась по наследству.

Каждой Варне определенный образ жизни и т.д.

Была каста неприкасаемых – низкие занятие: уборка трупов. Автоматически переходили, если из разных Варн браки.

 

Основная литература создавалась кастой Брахманов. Период Брахманизма – 1-ый период развития политической мысли.

Древних текстов как таковых не осталось. Использовали ткань или папирус. Сохранился язык – санскрит. И сохранились множество раз переписанные тексты. Индийская государственность всегда сохраняла преемственность культуры.

 

Самые древние тексты – Веды – книги древних Ариев.  Всего их 4. Собрание жертвенных формул, собрание заклинаний, собрание гимнов.

 

Упанишады – философско-публицистические рассуждения, комментируя Веды.

Сутры – собрание законов или обычаев, правил поведения, которыми человек должен руководствоваться в жизни.

 

В этих текстах существует абсолютно другая терминология, нет понятий государство, долг и т.д. Но есть другие, которые сложно понять.

Дхарма –наиболее правильное поведение в жизни в соответствии с мировыми законами. Можно перевести как право, истина. У каждого человека и у каждой Варны есть своя Дхарма (истинный путь). С точки зрения индусов это единственно правильный вариант поведения. 

 

Модернизация политической мысли происходит в середине 1 тыс до н.э. Происходит благодаря возникновению нескольких новых религий. В первую очередь благодаря буддизму.

Второй этап развития связан с буддизмом. Возникает в 5-6 веке до н.э. Сидхартха Гаутама –основатель религии.

Изначально не противопоставлял себя брахманистской идеологии. Буддизм касался других вопросов (внутреннего мира человека). Жизнь каждого человека есть череда страданий. Все страдания возникают из-за неудовлетворенных желаний. Цель каждого человека достижение счастья – нирваны. Чтобы достичь покоя нужно избавиться от желаний.

Буддизм содержал общий принцип, который противоречил брахманизму (неравенство, различность Варн). Буддизм – члены разных Варн имеют общую природу, душу. Каждый может достичь просветления. Есть общее, что объединяет членов всех Варн, различия не столь принципиальны.  Когда-то в прошлом были бестелесными, они начали есть рис, тело стало материальным, люди перестали быть божественными. Пищи стало не хватать, разделили рисовые поля. Появились конфликты. Избрали правители, люди пошли по разным дорогам.

Буддизм распространился среди Кшатриев. Буддизм не вытеснил полностью брахманизм. Сплав брахмнизма, буддизма – индуизма. Индуизм - основная культурная традиция индусов.

 

05.09.12


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 447; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!