Либерализм об универсальных этических принципах



Современный мир встречается с угрозами конфликтов и кризисов, вызванных произвольными правилами поведения в обществе, которые вырабатываются государством и поддерживаются с помощью силы. Отсюда берет начало как внутренняя напряженность в определенном обществе, так и противоречия на международном уровне. Сегодня, в эпоху столкновения культурных кодов, как никогда остро стоит проблема выработки универсальных и естественных правил, которые позволили бы, вовлечь другого в единую рамку взаимодействия.

Одним из немногих общественных движений, сохраняющих верность универсальным моральным принципам, остается либерализм. Либеральная теория опирается на идею свободы, которая провозглашает абсолютную моральную ценность личности. Моральное правило может называться универсальным, если оно: (1) применимо ко всем возможным объектам, ситуациям и (2) признается и исполнимо со стороны всех возможных моральных субъектов. В этом смысле оно будет моральным законом, то есть общим безусловным правилом.

Итак, в рамках либеральной теории выделяются ряд концептов, которые, на наш взгляд, могут пройти тест на универсальность. Это запрет на агрессивное насилие или так называемое «либертарианское ограничение». Он состоит в том, что абсолютно недопустимым с точки зрения морали считается инициирование насилия, то есть покушение на чужие права. Только потому, что люди верят, что нападать и причинять вред – нехорошо, а работать и обмениваться плодами труда – хорошо, человечество смогло достигнуть современных высот развития.

Принцип самопринадлежности. В рамках либеральной теории развиваются специальные аргументы, обосновывающие безусловный статус титулов собственности – концепция естественного права. Она основывается на идее самопринадлежности – законе человеческой природы, согласно которому тело и ум каждого человека принадлежит только ему и никому другому То есть из того неопровержимого факта, что человек, благодаря своей природе, способен к самосознанию и управлению своим телом, делается вывод о том, что он естественным образом связан с титулом собственности на самого себя .

Теория справедливости, основанная на неприкосновенности прав собственности.

Права собственности – это древнейший социальный институт, обеспечивший успешное разделение труда, открывший возможности торговли и накопления. На признании титулов собственности основывается целая универсалистская моральная теория справедливости , суть которой в том, что справедливость есть качество поведения, соответствующего общим правилам .И обычно эти самые общие, формальные правила поведения в обществе сводятся к правам собственности.

Тем самым теория справедливости, основанная на титулах собственности, построенная на запрете агрессивного насилия по отношению к любой собственности , является концептуальной базой для универсальных моральных правил. Их можно формулировать по-разному, но содержание их будет вращаться вокруг одной идеи: личность, ее свобода, ее собственность должны быть безусловно неприкосновенны. В структуре либеральной теории этот моральный закон занимает системообразующее положение и раскрывает в ней универсалистскую деонтологическую этику.

Международное сотрудничество с позиции реализма

В отличие от взглядов сторонников либерально-идеалистической традиции, взгляды реалистов на проблему международного сотрудничества известны не столь широко и потому нуждаются в специальном рассмотрении. Особенности же реалистского подхода к рассматриваемой проблеме состоят в следующем. Во-первых, при реалистском подходе международное сотрудничество сводится к межгосударственным взаимодействиям на основе взаимного признания суверенитета и невмешательства сотрудничающих сторон в дела друг друга. Во-вторых, для реалистов важнейшим стимулом, побуждающим государства к сотрудничеству, является анархичность международной среды: сотрудничество организуется там, где есть конфликт или его угроза. Поэтому, в-третьих, главной целью межгосударственного сотрудничества является безопасность, а его исходной, простейшей и наиболее распространенной формой — военный союз. Вспомним, что к этой форме сотрудничества между суверенными политическими единицами обращался еще Фукидид, который подчеркивал и то, что в военном союзе есть доминирующая сторона, ядро союза, центр гравитации. Древнегреческому историку принадлежит пальма первенства и в открытии «конфликтного цикла», в который могут быть втянуты государства, в том числе и помимо своей воли. Одной из причин «конфликтного цикла» может стать увлечение наиболее сильных государств политикой втягивания в союз с ними других игроков политической сцены. Однако реалистская парадигма в рассмотрении международного сотрудничества не сводится к исследованию военных и военно-политических союзов и их роли в обеспечении национальной безопасности государства.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 579; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!