Общая характеристика рационализма



Рационализм — определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети — середины 19 в. со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах. Для классического западно-европейского рационализма характерна стойкая приверженность традиционной метафизической проблематике, со свойственными ей во все века поисками сущности, истины, фундаментальных структур бытия и сознания. Рационализм классической метафизики с ее жестким логоцентризмом становится с, конца 19 в. объектом критики со стороны многочисленных стратегий так называемой ‘тотальной критики разума’. Одной из особенностей Р. было также признание наряду с тождеством бытия и мышления тождества мышления и языка; при этом языку отводилось исключительно промежуточное место между мышлением и миром. Анализируя основные характеристики философского Р., следует отдельно отметить специфику рассмотрения им социально-исторической проблематики, суть которой кратко можно свести к попыткам обнаружения логики в развитии самой истории, выявлению в ней неких регулярностей, указывающих на истинную природу человека и позволяющих тем самым выстраивать политико-правовые и нравственные институты, соответствующие этой природе. История представляется в таком контексте как разумный, закономерный, линейный и обязательно прогрессивный ряд, способный подвергаться человеческому преобразованию.

На передний план он выдвинул проблему метода научного познания. Рационалисты Декарт, Лейбниц были выдающимися учеными в области математики и физики. Они прибегали к переоценке роли ума, общих идей, принципов, на основе которых выстраивается система знания, и недооценки роли чувствительных фактов абсолютизировали математику и математическое природоведение, недооценивали исследовательские науки.

Упрощенно философскую систему рационалистов можно свести к такой схеме: мир построен на рациональных, логических принципах: Бог создавал его по принципам математики и логики. Эти принципы совпадают с принципами построения человеческого ума. Другими словами, рационализм в той или другой интерпретации принимает за аксиому тождественность форм бытия и форм мышления.

Основателем рационалистического течения, как и европейской философии Нового времени в общем, есть французский мыслитель Декарт. Новая философия основывается на вере в ум. Ум является высшей способностью человека, высшей ценностью и идеалом.

В своих работах Декарт старался вывести основные правила этого метода, взяв за основу принципы построения математического знания:

1. Начинать построение науки нужно из простых и очевидных истин. Истиной является знания, данное четко и выразительно. Акт сознания, в котором предмет дается четко и выразительно, он назвал интуицией.

2. Делить сложные вещи (знание) на простые, вплоть до простейших (анализ).

3. Идти от простого, очевидного к сложному, неочевидного (синтез).

4. Во время этих операций на каждом этапе принимать во внимание всю полноту выводов.

Рационализм, в общем, резко развел чувственность и ум. Хотя исходные утверждения эмпиризма и рационализма прямо противоположные выводах, они во многом подобные. Оба они признали логико-математическое знание абсолютным и необходимым. А их представители — Лейбниц и Юм — приходили к выводу о достоверном ( то есть не всеобщий и необходимый) характер природоведческого знания.

34. Политический либерализм
Теория Либерализма в ТМО базируется на 2 понятиях – ДЕМОКРАТИЯ +РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Согласно либерализму свободная торговля настолько связывает между собой государства (взаимоэкономический интерес) и делает их зависимыми друг от друга, что они и не задумываются о войне и о военном бюджете (теория взаимозависимости).

Модель либерализма – Международная торговля » Взаимозависимость » Стабильность - Мир

Развитие торговли и вложение иностранных инвестиций – является выгодной стратегией в экономическом развитии страны, согласно либерализму. Таким образом, экономическое положение составляет основу либерализма. Либералы стремились также создать единую систему моральных и этических ценностей, соблюдаемую всеми государствами. Эта система воплощается в МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ. НО ЭФФЕКТИВНОСТЬ МП ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ СТРАН ДРУГ ОТ ДРУГА.

Завершение Холодной войны, распад системы социализма ускорило развитие и влияние либеральной демократии. Одним из представителей Либеральной демократии является Френсис Фукуяма. Согласно Фукуяме, завершение Идеологического Противостояния между Западом и Востоком (Капитализм, он же Рыночная Экономика, против Социализм) показало, что модель либерального капитализма не может рухнуть, и она является также пиком политического и экономического развития общества.

Процесс распространения во всем мире Рынка, объединяющего страны, называется ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. Определение глобализации по Дж.Соросу – Г.- свободное передвижение капитала и растущее подчинение национальных экономик ТНК и глобальному рынку.

Сущность и значение подхода либерализма «inside-out» т.е. «внутреннее-внешнее». - Проведение либерально-демократических принципов, УЖЕ РЕАЛИЗОВАННЫХ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ, (INSIDE) в международной системе(OUT) создает хорошие условия для укрепления мира во всем мире, т. к. принципы либеральной демократии дают мало оснований для международных войн. Согласно Фукуяме, это связано с тем, что все демократические государства, согласно законодательству относятся с уважением к суверенитету друг друга.

В дальнейшем эти идеи развиваются и одним из существенно важных результатов ГЛОБАЛИЗАЦИИ представляется эрозия национально-государственного суверенитета вследствие возрастающей проницаемости межгосударственных границ и ослаб

 

36. Теория «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона.
Хантингтон выдвигал свою концепцию развития мира после окончания холодной войны, основной идеей которой было то, что главными игроками на мировой арене отныне станут не государства и правительства, а цивилизации, которые могут заключать в себе до нескольких десятков государств. Основными причинами войн будут не экономические или политические интересы, а культурные столкновения.
Хантингтон считал, что созданная им система мирового развития и международных отношений – концепция «Столкновение цивилизаций» – есть конечная фаза стадиального развития глобальных конфликтов в современности.
Концепция «Столкновение цивилизаций» является одной из таких «уступок», направленная на продолжение доминирования Запада в земной политике.
По Хантингтону, цивилизация есть культурная общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень идентичности людей, определяющаяся наличием общих черт объективного порядка, а также субъективной самоидентификацией людей. Деление на цивилизации условно. И поныне, по словам Хантингтона, нации-государства играют главную роль в мировой геополитике, однако характер поведения и систему международной ориентации этих государств легче контролировать и предугадывать, если условно поделить мир на насколько общностей. По мнению Хантингтона создание этих общностей (цивилизаций) имеет смысл лишь при использовании культуры (то есть совокупности духовных и материальных ценностей, созданных данной цивилизацией, а так же способностью воспроизводить их) как главного образующего фактора, то есть, объединяя в цивилизацию все страны, принадлежащие к определённой культуре. Разумеется, нельзя говорить о полной культурной идентичности любых двух различных человеческих общностях. При рассмотрении двух различных человеческих общностей, определяемых как принадлежащие к одной определённой культуре, нельзя не увидеть явственных культурных различий между ними, однако существуют третьи общности, принадлежащие к совершенно другой культуре, которые коренным образом отличаются от обоих.
1. Цивилизации определяются наличием общих объективных черт (История, язык, религия…) и непосредственно субъективной самоидентификации людей этой цивилизации, причем она может меняться с течением времени, вследствие чего меняются и цивилизации. Хантингтон определяет цивилизацию как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующий уровень – отличие человечества от других живых существ. Вследствие габаритов цивилизации сейчас в мире Хантингтон насчитывает 7–8 цивилизаций, охватывающих весь обитаемый мир: Западная; Латиноамериканская; Африканская; Исламская; Православная; Индусская; Конфуцианская и Японская цивилизация. Данные цивилизации существуют на данный момент, но, разумеется, существовали и другие цивилизации и, вероятно, будут другие. Цивилизации не постоянны в развитии и существовании, то есть цивилизация может переживать период расцвета, зарождения, упадка, смерти.
Существуют некоторые страны, которые не принадлежат полностью ни к одной цивилизации. Такие страны называют расколотыми (Россия, Турция, Мексика и т.д.). Для того чтобы страна восприняла новую цивилизацию должны быть соблюдены некоторые условия: 1. Элита страны должна поддерживать этот шаг. 2. Народ должен поддерживать этот шаг. 3. Новая цивилизация должна быть готова принять эту страну.
Не западные цивилизации пытаются стать современными, не становясь западными. Но пока это удалось сделать только Японии.


37. Понятие международная система в ТМО
Основоположником системной теории принято считать эмигрировавшего в США австрийского ученого Людвига фон Берталанфи. Но системный подход существовал и до него. Например, одна из глав знаменитой работы Т. Гоббса «Левиафан» называлась «О системах...». Основные понятия системного подхода широко использовались К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным.Исходным в системной теории является понятие «система», которое Берталанфи определяет как «совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом». «С формальнойточки зрения, — пишет французский ученый Ж. Эрман, — система предполагает наличие состава ее элементов, специфическиевзаимосвязи между ними, структуру и среду». Другое понятие — «элементы», т.е. простейшие составные части системы. Содержание понятия «структура» имеет несколько аспектов, отражающих различные степени сложности системы: а) соотношение элементов системы; б) способ организации элементов в систему; в) совокупность принуждений и ограничений, которые вытекают из существования системы для ее элементов. Иногда тому или иному из этих аспектов, в зависимости от целей исследования, придается самостоятельное значение. В свою очередь, “функции” системы - это ее реакция на воздействия среды, направленная на сохранение определенного типа отношений между элементами системы, то есть ее '“устойчивости”.К числу общих особенностей международных отношений относится то, что по своему характеру они являются социальными отношениями, из чего следует, что международные системы относится к типу социальных систем.Еще одна общая особенность международных отношений.которая оказывает влияние на системный подход к их изучению, связана с тем, что их основные элементы представлены социальными общностями, группами и отдельными индивидами. Отсюда следует, что международные системы - это системы взаимодействия людей, руководствующихся в своих действиях волей, сознанием, ценностными ориентациями и т.п. Третья общая особенность международных отношений, которая с необходимостью должна приниматься во внимание при системном подходе к их изучению, заключается в том, что они являются по преимуществу политическими отношениями, главным звеном которых остаются взаимодействия между государствами. Поэтому, например, ядром глобальной международной системы является система межгосударственных отношений.Что касается специфических особенностей международных отношений, то главная из них состоит в отсутствии верховной власти и “плюрализма суверенитетов”. С этим связан свойственный международным системам низкий уровень внешней и внутренней централизации. Иначе говоря, международные системы - это социальные системы особого типа, отличающиеся слабой степенью интеграции элементов в целостности, а также значительной автономией этих элементов.Различия в понимании специфики международных отношений и, соответственно, особенностей международных систем влекут за собой разные подходы к их изучению. Существует несколько таких подходов: традиционно-исторический, историко-социологический, эвристический, смешанный и эмпирический. В качестве относительно самостоятельной функциональной системы в литературе нередко рассматриваются виды международных отношений: экономическая, политическая, военностратегическая и т.п. системы.


38. Сущность подхода «внутренее-внешнее» в либерализме
Сущность и значение подхода либерализма «inside-out» т.е. «внутреннее-внешнее». - Проведение либерально-демократических принципов, УЖЕ РЕАЛИЗОВАННЫХ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ, (INSIDE) в международной системе(OUT) создает хорошие условия для укрепления мира во всем мире, т. к. принципы либеральной демократии дают мало оснований для международных войн. Согласно Фукуяме, это связано с тем, что все демократические государства, согласно законодательству относятся с уважением к суверенитету друг друга.

39. Методы анализа ситуации
Метод – способ приобретения научных знаний и дальнейшее применение их на практике. В теории международных отношенийимеется свой выбор применяемых методов. Теория международных отношений является интегративным предметом, поэтому здесь находит свое применение как общие научные (общенаучные), так и методы, применяемые в конкретных науках (прикладные).К общим методам теории международных отношений относятся: социологический метод, культурологический метод, нормативный метод и т.д. К прикладным методам относятся: I. Метод анализа ситуации:А) Наблюдение.Б) Изучение документов.В) Сравнение.
II. Экспликативныеметоды:А) Контент анализ Б) Инвент анализ В) Когнитивное картирование (картирование познания).Г) Эксперимент.
III.Прогностические методы: А) Дельфийский метод Б) Построение сценариев.В) Системный подход. Г) Моделирование.
Методы анализа ситуации широко используют в познавательной функции. Анализ ситуации предполагает использование суммы методов и процедур междисциплинарного характера, применяемых для накопления и первичной систематизации эмпирического материала ("данных").
Наблюдение.
Элементами данного метода являются субъект наблюдения, объект и средства наблюдения. Существуют различные виды наблюдений. Так, например, непосредственное наблюдение, в отличие от опосредованного (инструментального), не предполагает использования какого-либо технического оборудования или инструментария (телевидения, радио и т.п.). Оно бывает внешним (подобным тому, которое, например, ведут парламентские журналисты, или специальные корреспонденты в иностранных государствах) и включенным (когда наблюдатель является прямым участником того или иного международного события). В свою очередь, прямое наблюдение отличается от косвенного, которое проводится на основе информации, получаемой при помощи интервью, анкетирования и т.п. В Международных отношениях в основном возможно косвенное и инструментальное наблюдение. Главный недостаток данного метода сбора данных - большая роль субъективных факторов, связанных с активностью субъекта, его идеологическими предпочтениями и т.д.
Изучение документов.
Применительно к международным отношениям, оно имеет ту особенность, что у "неофициального" исследователя часто нет свободного доступа к источникам объективной информации. Существует и другая проблема, затрудняющая использование данного метода, который является одним из исходных, базовых для любого исследования в области социальных и политических наук: это проблема финансовых средств, необходимых для приобретения, обработки и хранения документов, оплаты связанных с этим трудовых затрат и прочее. Наиболее доступными являются официальные документы: сообщения пресс-служб дипломатических и военных ведомств, информация о визитах государственных деятелей.
Сравнение.
Это - также метод, являющийся общим для многих дисциплин.Главное достоинство данного метода состоит в том, что он нацеливает на поиск общего, повторяющегося в сфере международных отношений. В то же время сравнительный анализ дает возможность получить научно-значимые выводы и на основе несходства явлений и неповторимости ситуации.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 2365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!