Идеалистич. поним-е общ-ва и истории: основн. полож-я и аргументы.



Идеалистич. история:

- О.И.: историч. процесс опред-ся развитием духов. начала. В основе – развитие миров. духа.

- С. И.: в основе – созн-е отдельн. чел-ка. Решающ. роль в истории принадлеж. выдающейся лич-ти (гении).

Анализ истории начин. с идеи.

История предстает в таком виде: возникает идея, а потом жизнь общ-ва строится (феод-зм в капит-зм). Появ-ся идеи – склад-ся обществен. строй в соответ-и с этим принципом, измен-ся идеи – измен-ся склад. Принцип чести, верности и долга (Ф), свободы, братства и равенства (Кап).

3 основн. полож-я ИПИ:

1) обществ. созн-е опред-ет обществ. бытие («каков наш дух, таков наш мир»).

2) созн-е опред-ет соц.-эконом. строй общ-ва (принципы).

3) решающ. роль в истории принадлеж. либо отдельн. выдающ. лич-ти (С. И.), либо миров. духу (О. И.).

Аргументы:

(Наиболее общий) прежде чем что-то сделать, у чел-ка должна появ-ся идеи. Идеальн. побудит. мотив – причина всех чел. действий. Проходит через волю чел-ка.

Даже естеств. потреб-ти чел-ка д. б. осознаны.

Идеи, возникающ. в общ-ве, возникают в сфере политики и проходят через право (волю), закреп-ся в нем.

Сорокин и Вебер (конкретиз-я, раскрытие этого аргумента).

Сорокин (идеалист): идеи будут определяющим, НО идеи, кот. приходят в голову, должны иметь матер. одеяние (мысли архитектора материализ-ся в скульптуре).

Идеи из материи вывести нельзя. Идеи стан-ся сущ-тью этих вещей, воплощаясь в предметах (идею защиты Родины из ткани флага вывести нельзя).

Идеи могут находить разные матер. воплощ-я (произв-е мы можем посмотр. в театре, прочитать и т. д.), но суть одна.

Малейш. измен-я в иделогич. составляющей ведут к краху организ-и, а в матер. состав-щей – не ведут к краху => идеологич. состав-щая - главная.

При втором полож-и ИПИ он берет за основу Маркса.

Вебер: утвержд. 2 ур-нь ОВСФ.

Появ-е капит-зма в результ. духов. фактора – религия (протестантизм).

Дух капит-зма – тип общ-ва, кот. основыв-ся на деят-ти крупн. промыш. предприятий, владельцы кот. стремятся к максим. прибыли за счет организ-и труда и дисциплины. Прибыль в основн. вклад-ся обратно в произв-во.

Говоря о духе протест-зма, Вебер опир-ся на учения Кальвина.

Кальвинизм – более жесток. вариант протест-зма.

- бог созд. мир и чел-ка во славу себе.

- еще до рожд-я кажд. чел-к получ. предопред-е ( кто-то к спасению, кто-то к проклятию).

Чел-к не знает своего предопред-я. При жизни не может узнать и изменить.

- кажд. чел-к (избран. и проклят.) должен труд-ся во славу Бога, строить рай на земле.

- земные радости греховны. Надо быть бережливым.

Главн. заповеди: трудолюбие и бережливость.

Т. к. протест-зм появ. раньше капит-зма, то он подготовил капит-зм, т. к. он подготовил людей с ценностями трудолюбия и бережл-ти.

Почему чел-к должен трудиться? Чтобы док-ть, что он избранный.

Вебер: есть ли еще в мире такая религия, кот. стимулирует труд. актив-ть? Буддизм (тут нет такой стимуляции к труду). На Востоке капит-зм тоже склад-ся, но не в такой степени, как на Западе. Религия не явл. определяющ. фактором на кажд. этапе, где-то есть другие факторы.

Одного фактора нет, есть много факторов.

 

Матералистич. поним-е общ-ва и истории: основн. полож-я и аргументы.

Осн. полож-я:

1. ОБ определяет ОС

2. Труд опред-ет соц.-эконом. строй общ-ва.

3. Решающ. роль в истории принадлежит массам индивидов.

4. Единый закономер. истор. процесс – это высш. ступень единого законом. миров. процесса.

Полож-е 1.ОБ – это бытие соц. формы материи (т. е. ОБ – соц.мат.). Коллективы людей как соц.-матер. существ в их мат. деят-ти и матер. отнош-ях (т. е. матер. жизнь людей).

ОБ имеет свою природн. основу: телесная организ-я чел-ка и техника. Техника – вещ-во природы, преобразован. чел-ом.

Субстанция ОБ – сам чел-к как соц.-матер. сущ-во.

ОС – отраж-е Об в форме идей, взглядов, теорий, чувств, настроений, эмоций, ошибки, иллюзии, заблужд-я (т. е. это духов. стор. жизни).

Маркс: чтобы док-ть, что ОБ опред-ет ОС, нужно для начала найти в самом бытии источники его развития. (не в созн-и). Чтобы это сделать, нужно выявить структуру бытия.

Структ. ОБ (из опред-я):

1) Ч – соц.-матер. существо

2) Труд (вместо деят-ти в опред-и).

3) ПО (= матер. отн-я) - отнош-я, в кот. люди вступают при произв-ве продукта, распред-и, обмене и потреб-и; ядро – отнош-я собств-ти.

=> показать, что кажд. из элементов м. б. включен в структ. Элем-ты, из кот. сост ОБ, д. б. объетк-ыми (не опред-ся созн-ем).

Док-во объект-ти:

1)произв. отн. Маркс: ПО не опред-ся волей и созн-ем чел-ка, а опред-ся трудом.

Собственно капиталист. отн-я появл., когда машин. труд. Это отн-я, когда капит-ты противостоят друг другу. => капиталист не привязывает, свобода рабочего (в отлич. от феод-зма). Капиталист не мож. эксплуатир-ть рабочего.

Когда появ-ся машина, ручн. мастер-во отбрасыв-ся. => капит-т не держит никого (мастера уже не нужны).

Когда появ. машина, начин. использ-ся женский, детский труд (т. к. выполн. простые операции можно научить любого).

Труд стан-ся общественно концентрированным.

В кон. 70-х гг. 20в. – личн. мастер-во чел-ка – на перв. план. Если чел-к не заинтер-ан, то капит-ст не получ. нужного кач-ва работы.

Капит-ст долж. создавать усл-я для творч. роста работника. Должен ценить его как лич-ть. Относиться как к лич-ти, индивид-ти. Капит-ст вынужден трансформ-ть отнош-я (а не т. к. он такой добрый), чтобы ост-ся капит-том.

По мере услож-я техники капит-ст вынужден будет трансформ-ть отн-я с работником. Т. е. ПО измен-сь, т. к. измен-ся труд, а не зависит от созн-я капит-ста.

Маркс: начин. анализ истории с живых индивидов, кот. д. б. живыми, чтобы творить историю. Чтобы быть живым, чел-к должен удовлет-ть потреб-ти. Чтобы их удовл-ть, он должен задейст-ть свои способ-ти.

Чел-к начин. творить историю, исходя из самого себя (своих способ-тей, потр-тей).

Чел-к как соц. матер. сущ-во – это носитель таких объект. св-в, как спос-ти, потр-ти, труд.

Аргументация объект-ти:

Потреб-ти – объективны, чел-к не мож. отказ-ся от своих потр-тей.

Инфор-я, получаемая чел-ом. д. б. разнообразной. Аномальн. потр-ти – их мы сами приобрет.

Маркс выводит идею дома из такого метр-ого и приходит к потр-тям.

Способ-ти – часто как субъект. явл-я (завис. от созн-я). Они объект-ны, т. к. они предметны. Их предмет – те силы природы, кот. чел-к освоил; в освоении этих сил чел-к идет поэтапно: от прост. к сложн.

Чел-к осваивает механич. силы природы. Потом более сложные => начал контр-ть физич. и хим. явл-я. Чем больше освоен. способ-тей. тем больше выбор у чел-ка.

ПО – объект-ны, т. к. это отн-я между людьми как соц. матер. сущ-вами.

Почему чел-к из коллект-ста превращ-ся в злобн. эгоиста? Низко производит. орудия труда (поэтому потр-ти примитивны). Способ-ти чел-ка измен-ся (особенно когда созд. металлич. орудия труда – это более производит. орудия труда => переход к земледелию ). Получ. избыточн. продукция.

Отдел-ся ремесло от землед-я. Появ. возм-ть обмена между этими видами. Появ. чел-к, кот. заставл. других работать на себя. Нужны законы, регул. отнош-я между свободн. и зависим. Нужен орган, созд. эти законы – гос-во.

Чел-к измен. со стор. объектив. св-в – потр-тей, способ-тей.

Полож-е 2. Труд – притворяется в сорзн-и чел-ка в виде схем и сопровожд-ся созн-ем (в этом смысле нельзя сказать, что он объект-н).

НО: труд – это процесс взаимод-я чел-ка с вещ-ом природы.

Чтобы сложилась схема, по кот. преобраз-ть предм.. нужно совершать по отн-ю к предм. матер. действия => чел-к получ. образ предм. в результ. этих действий. => не созн-е явл. ведущим.

Предм., исходя из его св-в, навязывает нам свой образ. Так. обр., труд опред-ет соц.-экон. строй общ-ка, т. к. соц.-эк. строй – это и есть совокуп-ть ПО. Через ПО труд опред-ет все будущ. отнош-я (полит., правовые).

Полож-е 3. Решающ. роль масс – они подготавлив. те измен-я, кот. происх. в общ-ве.

Роль лич-ти – она схват. глубинные тенденции, кот. сложились в совместн. деят-ти всех инд-дов. Отдельн. лич-ть не способна подготовить новое сост-е общ-ва. Она не творит историю.

Капит-зм склад-ся, когда появ. машины. На смену машин. придет автоматизир. тип труда. Измен-ся отнош-я между капит-стом и рабочим. В «Капитале» автоматизир. тип труда – всеобщенаучн. труд, он сродни экперимент. науки. На смену капит-зму придет коммунистич. тип общ-ва (постиндустр.). Это пример научн. придвид-я.

Полож-е 4. ЕЗИП – высш. ступень ЕЗМП.

Проблема единства. До сегодня един-во заключ. во внеш. факторах – био. организ-я чел-ка и единые усл-я прожив-я.

Нельзя согласит. с этим т.к. с момента своего возник-я чел-во обладало своим внутр. соц. единством. Оно выраж-ся в: - един-ве соц. природы (сущ-ти) чел-ка, - един-ве законов развития, - един-ве ступеней развития.

Одни и те же законы: закон соответ-я оруд. труда и строения общ-ва, закон возраст-я способ-тей, закон возраст-я потр-тей. Эти законы вступ. в действие, даже когда чел-к о них еще не знал.

Свободен ли чел-к в выборе ступени своего разв.? Нет, т. к. ступень чел. истории – это ступень развития нашей сущ-ти.

В истории были как антогонистич., так и неантогон. чел. формации. И те. и другие вытекают из сущ-ти чел-ка.

Антогонист. ф. – формации, где одни инд-ды живут за счет других инд-дов.

Неатогонист. ф. – такие, где люди тмебт равные возм-ти для развития всех своих сущ-тей.

Те и друг. НЕ одинаково соотн-ся с сущ-тью. Больше соответ-ют неантогон. ф. Антогон. ф. деформир. сущ-ть чел-ка, т. к. она расщепл-ся, матер и духовн. стороны некогда единой сущ-ти развод-ся по разным классам и закреп-ся там.

Матер. спос-ти развив. рабы, духовн. спос-ти – рабовлад-цы.

Чел-к развив-ся однобоко, одной стороной: или духовн., или матер-ой. Но это закономерно, слишком низкий ур-нь производит. сил не позволяет развитию кажд. чел-ка. Начало чел. истории осущ-ся за счет большого числа инд-дов.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!