Проблема истины в фил-и. объектив. истина. Конкретн. истина. Истина относит-ая и абсолют-ая.



Ни одна наука, кроме фил-и, не решает вопрос о том, что такое истина и каковы ее критерии, в то время как непосредствен. цель позн-я – это достиж-е истины.

Вопрос об истине – заострен. форма вопроса о сущ-ти челов. позн-я, способ-ти чел-ка познавать мир и самого себя.

Истина – адекватное, правильн. отраж-е действ-ти.

ОИ (Гегель) истина – объектив. процесс самопозн-я логич. идеи, в кот. каждая последующ. ступень выступ. в кач-ве истины предыдущей. По Гегелю, логич. идея в конце концов достигает абсолют. истины, приходит к абсолют. тождеству с собой.

СИ: истина – лишь осозн-е чел-ом своих собствен. ощущ-й, в каком бы варианте эта трактовка ни возникала.

Критерий истины:

1) Прагматизм: польза. Но истина не всегда приносит пользу, а иногда и вовсе вредит («что выгодно, то и польза» - в соврем. общ-ве, но для кажд. разное – это выгода).

2) Неопозитивисты: (Шлик) принц. верификации. Проверка истинности знаний на опяте. Принцип: свести знания к простейш. высказ-ям (протокольн. выраж-ям), кот. кажд. чел-к может проверить на опыте. Но наиболее сложн. теоретич. разделы науки к простейш. высказ-ям свести невозм-но! (с этой позиции оказыв-сь необъяснимыми многие полож-я частных наук). Сам принцип не верифицирован!

Сводят проблему истины к проблеме смысла предлож-й науки: в эмпирич. науках имеют смысл те утвержд-я, кот. м. б. верифицируемы, т.е. выведены из «атомарн. фактов» - фиксир-ся в проток. предлож-ях, «капель опыта» - совокуп-ть ощущ-й.

3) Поппер: принц. фальсификации. Он противоположен. Предполаг. проверку знаний на ложность, а не на истинность. То знание, кот. до сих пор не опровергнуто, явл. истинным (пока не нашли контрпример). Но всегда есть вариант встретить контрпример (все знание гипотетично).

4) Принц. когерентности ( принцип непротивореч-ти). Взаимосвязь. Принцип заключ-ся в утвержд-и, что все существующее наход-ся во взаимосвязи. Однако этот принцип ограничен, т.к. могут сущ-ть ненаучн. теории, кот. будут внутренне непротиворечивы.

5) Принц. конвенциализма, согласно кот. смысл имеют те утвержд-я науки, кот. соответ-ют принятым между учеными соглаш-ям, конвенциям. Так, конвенциями явл. матем. аксиомы. Однако конвенц-зм игнорировал факт, что в конечн. счете любые теоретич. соглаш-я, претендующие на научн. значимость, должны иметь объектив. основ-я.

6) Марксизм: критерий истины – опыт. Практика – универсальн. критерий истины.

Виды истины:

1) Объектив. истина – адекват., соответ-ее действ-ти отраже. Это такое содерж-е нашего знания, кот. не зависит от нашего созн-я. Оценивая знания, их знач-е для чел-ка, мы выясняем соответ-ют ли они объект. реал-ти, объект. полож-ю дел или явл-ся ошибочн., ложн., иллюзорными. Взгляды, предста-я, теории, взятые вне отнош-я соответ-я объект. рел-ти, лишены для нас смысла.

2) Всякая объект. истина конкретна. Конкретное – это действ-ть во всем многообразии ее сторон, связей, отнош-й и т.д. Конкретному противопоставлено абстрактное (отдельное, изолир-ое, отвлеченное). Утвержд-е о действ-ти явл. истинным, если оно учитывает все ее стороны, связи и опосредов-я.

Конкрет. истина – это знание, получен. на основе изуч-я ограничен. области бесконеч. мира, это знание конкретн. предмета в конкрет. усл-ях.

3) Относит. истина – это неполное, ограничен. знание о мире. В силу бескон-ти мира, историч. огранич-ти чел. позн-я, достигнутые знания о мире и чел-ке всегда неполны и неточны. Относит-ть знаний следует, в частности, усматривать и в том, что они всегда отнесены к опред. условиям, месту и времени. Всякое знание в силу своей конкрет-ти всегда относит-но.

Относит. истина – достоверн., адекватное знание конечного (отдельн. предм., явл-я, св-ва, обл-ти дейст-ти), в отлич. от абсолют. истины – знании о бесконечн. мире в целом, во всем его бесконеч. богатстве и многообразии.

Относит. ист. – частица абсолютной.

4) Абсолют. истина – это полное и точное знание предмета, это знание о бесконечн. мире в целом, во всем его бесконечн. богатстве и многообразии.

Абсолют. истина склад-ся из относит-ых, но сумма относит. истин бесконечна, следов-но, абсолют. истина недостижима для чел-ка. Чел-к постоянно приближ-ся к абсолют. истине, но никогда не достигнет ее, т. к. мир постоянно меняется. Знание абсолют. истины остановило бы процесс позн-я.

Так. обр., относит. и абсолют. истины – это лишь разные ур-ни объект-ой. Чем выше ур-нь нашего позн-я, тем ближе мы приближ-ся к абсолют. истине. Но процесс этот может длиться бесконечно. Этот постоян. процесс – важнейш. проявл-е диалектики в процессе позн-я.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!