Логич. позн-е, его формы, процессы, законы.



Логич.позн-е – познание сущности вещей, явлений, процессов.

Логич. позн-е характ-ся также как опосредован. знание о действ-ти. Логич. знание опосредовано чувствен. знанием и самим собой: одни понятия опосредствуют другие.

Направленное на позн-е сущ-ти, логич. позн-е имеет более сложный и структурно расслоен. хар-р. В нем можно выделить 3 уровня:

1.Фундаментальн. ур-нь. Этот ур-нь составлен общими логиче. процессами, формами и законами, кот. присущи как обыденному, так и научн. познанию. Материал чувств. позн-я подверг-ся мысленной обработке с помощью ряда логич. процессов: обобщения и абстрагир-я, анализа и синтеза, индукции и дедукции. В результ. такой обработки из недр чувствен. явлений извлек-ся скрытая в них сущ-ть.

a. Обобщ-е – процесс выдел-я общего из единичного.

b. Абстрагир-е – процесс отвлечения существен. признаков вещей и явл-й от несущественных. Это также отвлеч-е одних существ. признаков от других. Поэтому все челов. понятия выступают как абстракция, отображающ. существен.признаки вещей.

c. Анализ – мыслен. расчлен-е целого на части; первоначально под анализом принималось мыслен. расчлен-е целостного чувствен. образа на логич. мыслимые части.

d. Синтез – мыслен. объедин-е частей в единое целое. Простейш.ф. синтеза – мыслен. соедин-е признаков, полученных в результ. анализа чувств. образов, в единый логич. образ предмета.

e. Индукция (Бэкон) – движ-е мысли от единичного к общему.

f. Дедукция (Декарт)– движ-е мысли от общего к единичному.

Основные логические процессы мысли взаимосвязаны и переплетены друг с другом.

2. Обыденный ур-нь. Обыден. человеч. эмпиризм неспособен углубляться в законы действ-ти. В обыденном позн-и действуют преимущественно законы формальн. логики, достаточные для отображ-я сравнительно простых сторон челов.жизни.

Особенности:

1) Основыв-ся на здравом смысле, т. е. представ-ях о мире, чел-ке, общ-ве, смысле челов. поступков и т.д., сформировавшихся на основе повседневн. практич. опыта челов-ва.

а. Важным элементом здрав. смысла явл. чувство реальности, кот. отображ. историч. ур-нь развития повседневн. жизни людей, общ-ва, их нормы деят-ти.

б. Здравый смысл историчен – на кажд. ур-не развития общ-ва он имеет свои специфич. критерии. (Так, в докоперниканскую эпоху было здравомысленным полагать, что Солнце вращается вокруг Земли).

в. Испытывает влияние более высоких ур-ней мышл-я, научн. познания.

2) Несет в себе остатки, «островки» давно изжитых наукой форм мысли, иногда целых «массивов» мышл-я минувших веков (религия, приметы)

3) Глубинное фил. содерж-е выраж-ся в народных приметах, пословицах и поговорках.

Уровень научного познания.

Специфич. законы логич. позн-я установлены традицион. формальн. логикой, кот. в основн. была создана Аристотелем. Формальн. логика открыла 4 основн. закона мышл-я: тождества, противоречия, исключенном третьего, достаточного основания.

Формы логического познания

Логич. знание в целом построено из понятий, предст-ет собой систему понятий. Две другие формы логич. познания – суждения и умозаключ-я - процессы формир-я, движ-я или развертыв-я понятий. Каждое понятие м. б. представлено в виде системы суждений и умозаключ-й.

Понятие – отраж-е явл-я со стороны общих существен. свойств и связей. В рамках понятия можно выделить опред. понятия, кот. отображ. наиболее существен. признаки вещи. Понятие имеет содерж-е – совокуп-ть существен. признаков предмета, и объем – совокуп-ть предметов, обладающих этими признаками.

В отличие от чувств. образа понятие не имеет наглядного хар-ра. Теряя наглядный хар-р, понятие лишается внутренней образной опоры в мысли и поэтому должно получить новую базу, не имеющую никакого отнош-я к отображаемому им предмету. Такой опорой стан-ся особое, «абстрактное» матер. образ-е или «раздражитель» – слово (группа слов). Понятие поэтому всегда сущ-ет в словесной форме, а логич. мышл-е в целом – с помощью языка как знаков. системы.

Суждение – это форма мысли, в кот. утвержд-ся или отриц-ся что-либо относительно предмета мысли.

Суждения м. б. утвердит-ыми и отрицат-ыми; единичными, особенными и общими; возможности, действительности и необходимости и т.д. (вопросит. предлож-е – это не сужд-е).

Суждение и понятие связаны – без понятий невозможно сделать суждение.

Суждение истинно, если связи понятий правильно отражают связь вещей.

Умозаключ-е – форма мысли, в кот. из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание.

Умозаключения делятся на

1. индуктивные, в кот. из единичных или частных суждений выводятся более общие.

2. дедуктивные, в кот. из общих посылок выводится менее общее, частное или единичное суждение.

Логич. позн-е подчинено своим законам, кот. изучаются логикой. Специфич. законы логич. позн-я устан-ны формальной логикой. Сущ-ет 4 основных закона мышл-я:

-тождества (А есть А): происход. подмена понятий, связ. с тем, что есть синонимы);

- противоречия (про одни и те же предм. нельзя говорить одинаково, одно из высказ-й точно ложно!);

- исключенного третьего (А есть либо В, либо не В): из двух противоположн. высказ-й нужно выбрать только одно, но эти 2 противопол-ти д. б. взаимопротивоположн. (он был дома и не дома);

- достаточного основания (если есть В, то есть и его основ-е А): всякая истин. мысль д. б. обоснована (иметь достаточн. основ-я) другими мыслями, истин-ть кот., доказана .

Вторым уровнем формальной логики выступает материалистическая логика. Высшим уровнем логики является диалектическая логика. Особенность диалектической логики заключается в том, что она охватывает, адекватно отображает противоречивость мира и человека и является единственным способом логического выражения мира и человека.

Обыденное позн-е.

Обыден. позн-е связано с решением вопросов, возникающих в повседневн. жизни людей, текущей практич. деят-ти, быту и т. д.

Обыден. челов. эмпиризм неспособен углуб-ся в законы действ-ти (достаточно законов формальн. логики).

Основыв-ся на здрав. смысле – представ-ях о мире и т.д., сформировавшихся на основе опыта.

Элемент здрав. смысла – чувство реальности, кот. отображ. историч. ур-нь развития повседневн. жизни людей, общ-ва, их нормы деят-ти.

Здрав. смысл историчен — на каждом ур-не развития общ-ва он имеет свои специфиче. критерии. Так, в докоперниканск. эпоху было здравомысленным полагать, что Солнце вращ-ся вокруг Земли. Позднее такое представ-е стан-ся нелепым.

На кажд. историч. этапе в здрав. смысле, его нормах отлагаются результаты научн. мышл-я, освоенные больш-вом людей и превратившиеся в нечто привычное.

С усложн-ем повседневн. челов. быта в сферу здрав. смысла переходят все более сложные представ-я, нормативы, логич. формы.

В силу своей относит. простоты и консервативности обыден. позн-е несет в себе остатки, «островки» давно изжитых наукой форм мысли (религия).

Вырабатываемый под влиянием повседневн. практич. деят-ти здрав. смысл несет в себе и стихийно материалистич-ое, а в соврем. мире нередко — и диалектич. содерж-е.

В формах, присущих обыден. позн-ю, глубинное фил. содерж-е выраж-ся в народных приметах, пословицах и поговорках.

Материалистич. фил-я всегда в значит. мере опиралась на здрав. смысл, непрерывно рождавшийся повседневной челов. практикой. Вместе с тем здрав. смысл всегда ограничен. Здрав. смысл сам по себе не схватывает противоречивости предметов, единства волновых и корпускулярных свойств и т. д.

Однако происходит онаучивание здрав. смысла и вряд ли можно отрицать, что противореч-ть бытия станет логич. нормой и обыден. познания. (Энгельс)

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!