Предмет и структура диалектики. Принцип всеобщей связи. Понятие закона. Детерминизм.



Диал-ка – это наиболее полное и глубокое учение о развитии. Ее нередко опред-ют также как науку о наиболее общих законах развития природы, общ-ва и мышл-я.

Предмет диал-ки как науки — всеобщие, объективн. принципы и законы развития матер. мира.

Структура диалектики:

1) принципы Д (всеобщей связи и развития)

2) законы Д (переход, борьба, отрицание)

3) категории Д.

Основ. принципы – наиболее широкие и фундаментальные полож-я науки, определяющие ее содерж-е и структуру.

Диалектика связана с решением второго ОВФ – о развитии.

Диалектика имеет всеобщий, универсальн. хар-р, т.е. присуща бесконечн. миру.

Развитие мира по диалектич. законам никогда не начин-сь и никогда не прекратится, т.е. бесконечно.

Диалектика – это наука о всеобщи.связях.

Связь – взаимообусловлен-ть явл-й, разделенных пространством и временем.

Диал-ка, как и филос. наука в целом, выступ. в кач-ве теории, т.е. объясн-я развития в природе, общ-ве и мышл-и, и метода, т.е. способа, подхода к позн-ю и измен-ю мира.

Диалектич. теория лежит в основе диалектич. метода, т. к. подход к позн-ю и действию опред-ся теоретическ. поним-ем мира.

Диалектич. метод – метод позн-я, мышления. Причина может стать следствием. Все предметы рассматр-ся как взаимосвязанные.

Софистика – метод опред-я предмета путем перечисл-я нескольких признаков

Эклектика – метод опред-я предмета путем перечисл-я множ-ва признаков без выдел-я главного.

Субъект. и объект. диал-ка. Диал-ка выступ. в 2 формах: объект-ой и субъект-ой.

Объект. диал-ка – диал-ка развития объект. мира, т.е. природы и матер. основы обществ. жизни. Субъект. диал-ка – диал-ка развития субъект. мира, прежде всего – чел. мышл-я.

Субъект. диал-ка – отображ-е объективной, причем всегда неполное.

Абсолют. совпад-е субъект. диал-ки с объективной возможно только при абсолютн. позн-и мира, т.е. в бесконечном развитии мысли.

Субъект. диал-ку можно предст-ть более расчленено, различив в ней диалектику логич. мышл-я и диалектику позн-я в целом. В этом плане диал-ка выступает в трех формах: объект. диал-ки, логики и теории позн-я.

Принцип всеобщей связи.

С позиций диал-ки мир предст-ет собой единое целое, пронизанное всеобщей связью.

Понятие всеобщ. связи имеет многоплановый хар-р. Всеобщ. связь предст-ет собой связь каждого единичного с каждым другим единичным. Но в то же время она своеобразно поляризована: она есть связь каждого единичного, конечного, частного со всеобщим, бесконечным, целым.

Понятие всеобщие связи вкл. понятие бескон-ти, относится к бесконечн. миру.

Различают множ-во форм всеобщ. связи:

1) Непосредствен. связи – прямые связи между вещами, явл-ми, процессами, связи без посредующих звеньев.

2) Опосредован. связи вещей имеют бесконечн. хар-р: опосредованно кажд. вещь связана с каждой. В процессе позн-я чел-к обнаруж-ет все более сложные, глубинные и неожидан. связи вещей.

3) Внутрен. связи – связи между внутрен. элем-ми вещей, явл-й, процессов.

4) Внешние – связи между вещами, явл-ми и т.д. Внутрен. связи явл. ведущими, определяющими.

В состав принципа всеобщ. связи входит ряд элементов, именуемых нередко также принципами, выражающими какую-либо существен. сторону общего принципа диалектики.

К ним относится прежде всего принцип детерминизма. В широк. смысле детерминизм означ. всеобщ. обусловл-ть вещей, явл-й, процессов: т. к. все взаимосвязано, каждый предмет, явл-е, процесс зависит от условий. В узком смысле детерминизм означ.  причинную обусловл-ть. Признание причинной обусловл-ти кажд. предмета, явл-я, процесса – необходимый элемент научн. мышл-я, матер-зма и диал-ки.

Детерминизм – всеобщая закономерн. связь вещей и явл-й.

Индетерминизм – отриц-е связи закономерной, случайная связь.

Детерминизм – философы Др. Греции.

Нет ничего случайного, все имеет свою причину. Религия, астрология и т.п. – идеализм. Матер-зм.

Метафизики (Нов. вр.) – механистич. детерминизм: всеобщ.связь, однозначная детерминация причины и следствия (если есть причина, то она закономерна).

Закон и закономерность.Одной из наиболее важн. форм связей явл. закон. Закон – связь явл-й и предметов или их внутрен. структуры. Это не всякая связь. Это форма всеобщей связи: не единичная, присущая 1 явл-ю, а всем данного класса (закон стоимости для систем с товарным оборотом).

Закон выраж. внутрен. необходимую, существенную, повторяющуюся, объективн. связь предметов и дейст-ти.

Закон опред-ет хар-р функционир-я и развития предм.

Важнейш. признаки закона:

1) закон есть повторяющаяся связь,

2) закон предст-ет собой внутреннюю, существ. связь, момент или сторону сущ-ти,

3) будучи стороной сущ-ти, закон предст-ет собой необходим. связь, действует в опред. круге явл-й с необх-тью.

Наиболее важной чертой закона явл. то, что он опред-яет соответствующий ему круг явл-й.

Различают объект. законы, т.е. законы объект. мира и законы духовного, субъект. мира.

Различают законы природы и общ-ва. Глав. особ-ть законов общ-ва сост. в том, что они суть законы деят-ти людей, обладающих созн-ем и осуществляющих свою деят-ть при большем или меньшем участии созн-я.

В соврем. естествозн-и больш. знач-е приобрело различение динамических и вероятностн. законов. Для динамич. законов характерна строгая послед-ть событий, в кот.предыдущее однозначно опред-ет последующее.

В науке 20в. преобладает интерес к вероятностн. законам. Мир, с этой т. з., по своей фундаментальной природе – вероятностн. мир.

Понятие закономер-ти имеет несколько знач-й. Прежде всего оно выражает тот факт, что явл-я подчинены опред.законам, т.е. протекают закономерно, осущ-ся по мерам законов. Закономер-ми назыв. также регулярн. связи, по своей роли приближающиеся к законам, но не имеющие столь широкий и фундаментальн. хар-р.

Принцип всеобщ. связи, являясь принципом теории, выступает в кач-ве одного из важнейш. требов-й диалектико-материалистич. метода.

Коренным усл-ем успеха позн-я и практич. деят-ти служит учет требов-я рассматр-ть мир в его всеобщих связях.

Методологич. принцип всеобщ. связи выраж-ся в двух более конкретных методологич. принципах: конкретно-историч. подхода и основного звена в цени событий.

Сущ-ть конкретно-историч. подхода заключ-ся в учете всех связей и опосредований явл-я.

Принцип основного звена исходит из того, что в процессе развития в каждый данный момент какое-либо одно звено играет решающую роль.

Классификация законов:

1) частные законы (физика, химия): узкий круг явл-й (сложения скоростей – только в механике)

2) общие законы (законы общества) (закон сохран-я и превращ-я энерг. – все природн. явл-я, закон всемирн. тяготения)

3) всеобщие законы в природе, в общ-ве, в чел. мышл-и (законы диалектики): всем явл-ям действ-ти: природы, чел. общ-ва, мышления.

На основе законов чел-к способен изменять природу.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 550; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!