Движ-е как атрибут материи. Метафизич. и илеалистич. трактовки взаимосвязи материи и движ-я. Движ-е и покой. Классиф-я основн. форм матрерии и движ-я.
Атрибут – это неотъемлемое св-во, сущностное св-во чего-либо. Атрибуты материи - это св-ва, присущие ей на вех этапах (такие как движ-е и развитие, простран-во, отраж-е, неисчерп-ть).
Сложность начин. тогда, когда мы пытаемся дать к-либо опред-е движ-я. Суть движ-я опред-ся с помощью целой серии опред-й. Простейшим и наиболее общ. образом Энгельс определял движ-е: «Движ-е, в примен-и к материи, – это измен-е вообще». Т. е. всякое измен-е - движ-е.
Больш. вклад в учение о движ-и внесли матер-ты 18века: борьба против идеализма.
Толанд: движ-е – это существен. св-во материи и оно неотделимо от нее.
Механич. форма движ-я – на первый план.
Особое место в разраб-ке учения о движ-и заним. Гегель. Он указ. на источник движ-я – внутрен. противоречие.
Взгляд диалектич. матер-зма:
1) движ-е – неотъемлем. сво-во материи, это ее атрибут, они не разрывны => движ-е – способ существ-я материи.
2) движ-е опред-ся как любое измен-е или измен-е вообще – это переход вещей, явл-й из одного сост-я в другое. => выделяют:
- механич. движ-е – измен-е места в простран-ве,
- физич. движ-е (измен-н напряж-ти поля),
- хим. движ-е (измен-е хим. состава),
- био. движ-е (процессы живого организма),
- соц. движ- е (производств. деят-ть чел-ка).
3) движ-е предст-ет собой противоречие. Источник противоречия – взаимодействие противополож-тей.
Древность (Зинон): летящая стрела покоится в каком-то месте, сумма покоев движ-я не дает.
|
|
Нов. врем.: движ-е и покой – равноправн. модусы – это такое св-во предмета, кот. присуще ему только в некотор. сост-ях.
Спиноза: исходн. сост-е мира – покой, а движ-е вторично (17век).
Гегель: впервые высказ. мысль о том, что источник не вне движ-я, а в самом движ-и.
Движ-е – это противоречие устойчивости, покоя и измен-я.
Задача: выразить движ-е через покой. В процессе измен-я вещь остается самолй собой, но в то же время приобретает что-то новое. Любое сохран-е опред-ся через покой.
Покой – внутренне необходимый момент движ-я, сохран-е сост-я движ-я., т. к. покой – это само движ-е, взятое со стороны его устойч-ти, а не что-то, стоящее рядом с движ-ем.
Движ-е не возм-но без устойч-ти, покоя и измен-я, а покой, устойч-ть - без измен-я.
Движ-е – абсолютно (т. к. все новое в мире поражд-ся движ-ем, измен-ем, развитием) , а покой – относителен. Он лишь фиксирует результат этого. Покой – это условие дифференцир-я. Нет абсолютно покоющихся предметов.
Движ-е и покой. Понятие движ-я раскрыв-ся через противопостав-е покою. Материалистич. диалектика вовсе не отрицает реальн. покоя. Движ-е д. б. связано с чем-то сохраняющимся, относительно покоящимся.
Покой и движ-е НЕ явл-ся равноправными. Покой выступает как момент движ-я. Поэтому диалектика рассматр-ет движ-е как абсолютное, покой как относит-ый.
|
|
Покой относителен в 2 смыслах. Во-первых, в пределах кажд. покоящегося сост-я происходят непрерывн. измен-я, подрывающие покой «изнутри». Во-вторых, всякое сост-е покоя рано или поздно сменяется новым сост-ем относительн.покоя.
Поскольку всякое движе-е вкл. в себя моменты покоя, но не сводится к нему, понятие движ-я получает широк. и узкий смысл. В широк. смысле движ-е – целостн. процесс, включающ. моменты покоя и собственно движ-е, движ-е в узком смысле – за вычетом покоя.
Движ-е абсолютно, покой относителен. В результ. движ-я появл-ся что-то новое. Внутри покоя происходит движ-е, т.е. он относителен. Абсолютно покоящееся – ничто. Без покоя нельзя выделить ступени.
Соотн-е материи и движ-я.
Они наход-ся в неразрывн. взаимосвязи.
Нет и не было ни одного матер. объекта, кот. был бы лишен движ-я. Описать один предмет нельзя, не указав на то, как он измен-ся (нельзя понять жизнь без движ-я, если уберем из чел-ка труд и мышление, то мы потеряем чел-ка).
По вопр. о взаимосвязи материи и движ-я сложились 2 крайние т. з.: Материя без движения и движение без материи.
1)Материя мож сущ-ть без движ-я (это предст-е есть в метафизич. матер-зме). Материя может наход-ся в абсолютн. покое, пока в нее не привносится внеш. сила.
|
|
В природе все формы энергии в качествен. отнош-и способны переходить в тепловую энергию. Обратно – затруднено.
1.Естествозн-е, теория тепловой смерти Вселенной.
Клаузис-Томпсон: В замкнут. системах превращ-е энергии имеет тенденцию к сост-ю теплового равновесия. Что будет с миром, если 2-ой закон ТД применить к целому миру? Вывод: в будущем темп-ра повсеместно выровн-ся до низкого уровня, хаотичн. движ-е перестанет переходить в упорядочен. виды движ-я, материя не будет работать => наступит всеобщ. тепловая смерть Вселен.
Но диалект. матер-зм не может принять такую картину мира. Такая т. з. опроверг-ся.
Энгельс: дает критику этой теории.
Теория теплов. смерти противоречит закону сохран-я и превращ-я энергии. Вселенная бесконечно суще-ет. Если бы теория тепл. смерти была верна, то это равновесие давно бы нуступило.
Первая естеств.-научн. критика этой теории – флуктуацион. теория Больцмана: ТД сист., находясь в сост-и теплов. равновесия, способна сама выйти из этого сост-я.
Сегодня устан-но, что 2-ой закон ТД примен-ся к замкнутым системам, но не к Вселенной в целом. Концепция тепл. смерти явл. несовместимой с принципами развития.
|
|
2) Движ-е мож. сущ-ть без материи (кон. 19 – нач. 20вв.: шк. Энергитизма).
Энергитизм – идеалистич. теч-е в естествозн-и, представители кот. пытаются назвать энергию основой всего.
Родоначальник - Оствальд: все природные, обществ-ые и психич. явл-я свод-ся к различн. сост-ям энергии. Энергия явл. основой всего существующего.
Ленин: критикует эту т. з. Наход-ся в движ-и может либо материя, либо созн-е. Движ-е ничего сущ-ть не может. Т. к. Оствальд материю отрицает, то остается созн-е, а движ-е созн-я – идеализм.
Идеализм в естествозн-и: материя исключ-ся. Эйнштейн: предубежд-я против атомной теории можно объяснить засчет их позитивистск. филос. установки. Гейзенберг: энергетизм только в некоторых состояниях.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!