Уровень: сущ-ть созн-я, материи и их соотнош-я.



Уровень: сущ-ть мира, чел-ка, их соотнош-я (место чел-ка в мире), перспективы его существ-я.

Чел-к – матер. сущность, наделенная сознанием.

Формы идеализма:

- объективный: в основе мира – объект. сознание, не зависящее от чел-ка (мировой дух, Бог): Платон, Гегель.

- субъективный: есть только челов. ощущ-е, индивид. сознание чел-ка (Беркли, Юм, Фихте, Кант). Мир – мир ощущ-й, переживаний, настроений. Сенсуализм (в разуме нет такого, чего нет в ощущениях). Солипсизм – есть только я, а остальное – комплексы ощущ-й (абсурдно, против здравого смысла). Беркли: все есть в сознании Бога.

Формы материализма:

- античный (стихийный, наивный): есть первоначало – стихия (Милетская школа, атомисты, Демокрит);

- механистический, метафизический (Бэкон, Локк) – на основе эмпирических знаний;

- диалектический (Маркс и Энгельс)

Оборотная сторона ОВФ – познаваем ли мир?

Вопрос появился еще в античности. Первыми усомнились скептики.

Агностицизм – отвергает возм-ть познания мира. (Кант, Беркли, Юм)

Доводы в пользу агностицизма:

1) Когда объективно существующие вещи действуют на наше созн-е, оно не может изменяться иначе, как в соответ-и со своей природой. Мы знаем не вещи как таковые, а лишь те измен-я, кот. они производят в нашем созн-и.

2) Решение проблемы ощущ-я: челов. ощущ-я – нечто «закрытое» и непроницаемое для свойств внешних вещей.

3) Чел. опыт ограничен и конечен. Т.к. действит-ый, объектив. мир всегда шире того, кот. представлен в нашем чувствен. опыте, мы не способны делать на основе опыта заключ-я истинной или строгой всеобщности. Действит. мировоз-е принципиально невозможно. (Научный матер-зм мог появиться только пройдя критику Канта способ-ти челов. разума к познанию сущ-ти бесконечного мирового целого).

Причины агностицизма:

- Объект познания очень сложен;

- Методологическ.  основания, на кот. стоит ученый, его мировоз-е.

- Больш-во агностиков – субъектив. идеалисты. Проще приписать те или иные свойства, явления природы сверхъестественным силам, нежели объяснить самому;

- Игнориров-е диалектики. Неумение применить ее.

- игнориров-е роли практики, созерцательн. хар-р фил-и.

В рамках агностицизма отриц-ся абсолю. истина, роль науки сводится к познанию сущ-ти. Отриц-ся не знание, а возм-ть с помощью знания полностью познать мир на уровне сущности.

Юм: нашему уму ничего не м. б. доступно, кроме образа восприятия, он не в состоянии провести опыт между соотнош-ем восприятия и объекта. Чел-к познает окруж. среду через ощущ-я, восприятия могут быть вызваны атомами, богом. Т.к. мы имеем дело с восприятиями, познать сущ-ть мира нельзя.

Кант: вне нашего сознания имеются матер. предметы, кот. воздействуют на наши органы чувств и взаимод-ют между собой; в голове возникают ощущ-я в виде хаоса. Сознание с одной стор. воспринимает эти воздействия, с другой - совершает упорядочивание (с помощью простр-ва и времени, кот. не зависят от матер. предметов, это формы созн-я). В сознании возникают феномены - вещи для нас и ноумены - вещи в себе. Между ними пропасть – бескон-ть, т.е. мир непознаваем, но знание возможно. Мы в состоянии правильно воспринимать только св-ва вещей, а не их суть. Мир бесконечен, а Ч имеет дело с ограничен. частью, поэтому мы не можем знать сущ-ти мира.

 

Диалектика и метафизика. Историч. формы диал-ки и метафизики.

Измен-ся ли мир, или он статичен? Второй по знач-ю крупный вопр. фил-ии – о движении и развитии. (18-19 вв.) В завис-ти от того, как решается вопрос о развитии возникают две противоположные концепции – диалектика, учении о развитии, и метафизика, отриц-е развития.

Диалектика:

Диал-ка – опред. взгляд на мир, в соответ-и с кот. мир предст-ся вечно изменяющимся, вечно движущимся.

1) Мир – единое связанное целое, все предметы, явления взаимод-ют, обуславливают друг друга.

2) Мир развив-ся. Сущ-ют качественно разнородные формы движ-я материи (физ., хим., био., соц.)

3) Развитие – превращ-е количествен. измен-й в качественные. Скачкообразный переход от низшего к высшему, поступат. движ-ие, спираль. (хар-р и направ-е).

4) Материи свойственно самодвиж-е (причина развития). Источник – внутрен. противоречия. Единство и борьба противоположностей.

Метафизика:

Метафизика – опред. взгляд на мир, в соответ-и с кот. мир неизменен, статичен.

1) мир – изолированные, несвязанные предметы, не взаимод-ют (Линней, Кювье – био. виды неизменны)

2) развитие есть только механическое измен-е. Она главная, к ней сводятся другие.

3) развитие – постепенное количествен. увелич-е/уменьш-е предметов. По кругу, нет нового. Нет измен-й в сущ-ти (Коперник о солнечной системе, Ньютон – во Вселенной ничего не меняется => нет вопроса о возникн-и мира).

4) Материя косноинертна, ее естествен. состояние – неподвижность. Причина – внешний толчок.

Историч. формы диалектики:

Античная: стихийная; целостное восприятие природы (созерцание), постоянство измен-й и движ-я всего существующего. Термин вводят Сократ и Платон (человек, его мышление).

Милетская школа (Фалес и др.) Есть первооснова (вода, «беспредельное», воздух). Идея всеобщей взаимосвязи.

Гераклит, «О природе»

1) учение о всеобщей изменчивости природы;

2) огонь (изменение в чистом виде)

3) единство и борьба противопол-тей (источник измен-й)

Все течет, все измен-ся, нельзя войти в одну реку.

Преувелич-е изменчивости – релятивизм (нельзя и одного раза войти в реку). Преуменьш-е – догматизм.

Диалектика классич. немец. фил-и (Кант, Фихте, Гегель).

Примен-е диал-ки в области знания, формулировка общих законов и разработка систем категорий, взаимосвязь друг с другом.

Гегель (объект. идеалист):

1) абсолют. логич. идея – сверхчелов. мысль, самостоятельно существующая в мире и порождающая природу и чел-ка;

2) диал-ка. Три закона диалектики.

Этапы развития логической идеи:

1. Логика (до простр-ва и времени, создает сеть философ. категорий)

- учение о бытии (кол-во, качество и мера)

- учение о сущности

- учение о понятии (механизм, химизм, органицизм)

Чистое бытие – ничто, лишено всякого содерж-я. Борьба бытия и заложенного в нем небытия дает становление.

2. Природа.

3. Дух – находит адекватную форму для своего самопозн-я, чел-ка, чел-к появл-ся закономерно.

- субъективный (антропология, феноменология, психология)

-объективный (права, морали, политики)

- абсолютный (искусство, религия, философия)

Диал-ка требует, чтобы развитие было бесконечным, иначе дух остан-ся (гегелевская фил-я, конституцион. монархия).

Материалистическ. диал-ка (Маркс, Энгельс +совр.)

Научная материалистич. диалектика:

Крупные открытия 19 века:

- Клеточная теория Шванна и Шлейдена (единство растений и животных по происхожд-ю;

- Майер – закон сохран-я и превращ-я энергии (превращ-е в разные формы; единство природы в целом, самодвиж-е материи)

- «Происхожд-е видов» Ч. Дарвина: нет статичных видов. Генетическая общ-ть. Чел-к – вершина эволюции.

- Менделеев, периодическ. система. Взаимосвязь всех элементов, единое целое.

- Тьер и Тьерри, открытие классов. системы и классов. борьбы.

Маркс и Энгельс: научная интеграция диал-ки. Рассматрив-ся как теория развития чел-ка, природы и челов. мышления.

Историч. формы метафизики:

1) Античность

Элейская школа.

Ксенофан: у кадого народа есть боги, но границы на небе и на земле не одинаковы. Приписывают черты людей богам; считал, что есть единый бестелесный непознаваемый бог.

Перменид: сущ-ет единое неподвижное бытие (мир), а небытия нет. Мир един, не разложим, нет пустоты и нет движ-я. Любое движ-е – иллюзия, в бытии по мнению, а не в бытии по истине. Проблема познаваемости. Онтология учения о мире и гносеология учения о позн-и мира. Бытие по мнению искажает действит-ть.

Зенон: в истинном мире движ-я нет. Движ-е противоречиво, а противоречия в действит-и быть не может, поэтому только в воображ-я.

Апории Зенона (затруд-я): дихотомия (деление пополам, движение не может начаться), летящая стрела, стадий и др.

2) Метафизика Нов. врем. (17-18 вв.)

Рассматр-ет факты без их взаимосвязи. Опирается на естествознание.

 

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!