Диалектика способ-тей и потреб-тей.



Способ-ти и потреб-ти – самое глубинное. Задействуя способ-ти, Ч создает предмет, удовлет-ет потреб-ть. При потреб-и предмета у Ч растет потреб-ть. Всегда хочется лучшего, более удобного и т.д. Поэтому нужно развить способ-ть. Развитие способ-тей связано с новой стороной. Это пружина, не дающая остановиться.

 П – это нужда в чем либо, обусловленная противоречием между наличным и необходимым сост-ем чел-ка.

С – это готовность к различн. видам деят-ти, преобраз-ю среды и самого себя. С и П опосредствуют друг друга.

С: -формируют потреб-ти; - создают предмет для П. П: - стимулируют развитие С. С опред-ют потреб-ть → возникн-е новых П → П обуславливают усложн-е С.

Двойственность характеристик:

1) произв-во всегда отстает от порожденных им потреб-тей

2) произв-во опережает только еще зарождающиеся потреб-ти.

Реализ-я и развитие потреб-тей зависит от ур-ня развития способ-тей, выраженных в кол-ве и кач-ве труда. Неравным способ-тям и вкладу в обществен. развитие должны соответ-ть и неравные условия, неравное удовлетв-е потреб-тей, как простых, так и сложных. Направл-ть системы потреб-тей на опережающее развитие способ-тей, в первую очередь способ-тей к труду. Также структура потреб-тей имеет ярко выраженную направ-ть на развитие способ-тей высококвалифицированному труду.

Сущ-ть труда.

Сегодня эта проблема особо актуальна (в связи с автоматиризован. типом труда). В нем особ-ть: доля физич. труда падает, а доля уиствен. – возраст. Этот тип труда привел к кризису материалистич. поним-я. => вывод о дематериализации труда (т. е. автоматизир. труд => в духовн.). => жухов. деят-ть опред-ет соц-экон. строй (а это уже идеалистич. подход).

В больш-ве сущ-ть труда свели к содерж-ю труда. Содерж-е тр. – это технико-организацтон. процессы – техника, технологии, мастер-во работника, организ-я произ-ва. => труд свели к труд. операции (но тогда мы не сможем док-ть, что труд – объект. процесс). Будет утеряна субстанция труда, кот. будет опред-ть соц.-экон. строй общ-ва.

Маркс: разработал сущ-ть труда (при опоре на Гегеля).

Гегель: сущ-ть труда – в развертывании чел. сущ-ти (т. е. в процессе преобраз-я природы в перв. очередь происх. развитие чел-ка). Труд – дух. деят-ть.

Маркс: следуя за Гегелем, чел-ка и труд опред. как матер-ое.

Труд – процесс формообраз-я. Чел-к придает предмету форму, в кот. он может его потребить. Причем, действ. так, как действ. бы сама природа (чел-к исход. из объект. св-в).

Труд – объект. деят-ть (а созн-е – вспомогат. деят-ть). Тут субстанция матер труда (кот. утеряна в наше время) – действующ. сущностн. силы чел-ка (ставить под контроль силы природы и управ-ть ими – это объект. способ-ть).

Те, кто встали на путь дематериализ-и труда, совершили 1 ошибку: они отождест-ли физич. и матер. труд.

Сущ-ть (субъект) труда ставит под контроль силы природы и управ-ет ими. В автоматизир. типе труда эта субстанция никуда не исчезает. Физич. труд в автоматизир. произ-ве стан-ся качественно иным (но не исчезает). Он уже не связан с мышечными усилиями чел-ка.

Переход от макродвиж-й к микродвиж-ям (движ-я руки, кисти, пальцев и огромн. нервные нагрузки). Физич. труд в автоматизир. произ-ве связан именно с нервн. нагрузками.

Маркс: всенаучн. труд – он сродни экспериментальн. труду.

Орудием соврем. чел-ка стан-ся направлен. природн. процесс => автоматизир. труд – это сложн. матер. труд (физически и духовно).  

Труд – важнейш. проявл-е чел. сущ-ти, непрерывно производит, порождает чел-ка из окружающих его природн. усл-й. Труд – един-во всеобщего, особенного и единичного.

1) Во всеобщем плане – наивысш. форма матер. актив-ти, высш. способ движ-я и развития высш. формы материи – чел-ка. Он вкл. в себя все формы матер. актив-ти, т.е. в нём предст-ны и хим., и физ., и био. актив-ть. Труд выступ. как универс. процесс, т.к. в труде чел-к относится ко всему многообразию матер. мира, т.е. в труде преобраз-ся всё. Труд выступ. как способ существ-я и развития чел-ка.

2) В особенном плане труд есть конкретн. процесс преобраз-я природы и чел-ка. Т.к. этот процесс осущ-ся индивидом, труд всегда индивидуален.

Труд предстаёт как конкретн. истор. процесс, явл-е, т.к. он развив-ся. Он не склад-ся на пустом месте, он сущ-ет на базе уже сложившихся производств. навыков. Труд выступ. как способ преобраз-я жизни не только отдельн. индивида, но и общ-ва в целом.

3) Единичный. Труд как элементарн. процесс. Процесс превращ-я некоего исходного предмета в конечн. продукт. Он опосред-ся средствами произв-ва, труда. Конечн. продукт служит для потреб-я (удовлетв-я потреб-тей и реализ-и способ-тей). Видна направ-ть от простого к сложн., от предм. к продукту, от природы к чел-ку. Труд развив-ся, имеет истор. хар-р, развитие направлено движ-ем от природы к чел-ку. Труд имеет избыточн. хар-р, т.к. всегда превышает затраченные издержки для поддерж-я раб. силы. Это самовозрастающ. величина, т.к. в процессе труда чел-к каждый раз присоед-ет к собствен. силам силы природы, он оказ-ся сложнее, чем он был. Как труд, так и чел-к явл. сложнее самих себя. Движущ. элемент - противоречие между простым и сложным, природой и чел-ом. Труд - процесс, кот. каждый раз снимает это противоречие. Процесс имеет бесконечн. хар-р.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!