Матер. произв-во, его структура и роль в жизни общ-ва.



МП (в узк. см.) – процесс взаимод-я чел-ка с вещ-ом природы, в кот. чел-к придает вещ-ву форму, в кот. он может его потребить.

МП (в шир. см.) – единство в 4 компонентах: собственно произв-во (произв-во в узк. см.); распред-е, обмен, потреб-е).

Распред-е – процесс распред-я произведен. продукта между участниками произв-ва.

Обмен – перераспред-е в соответ. с индивид. потреб-ми.

Потреб-е – конечн. момент МП (в широк. см. слова), где продукт потреб-ся или уничтож-ся. продукт явл. им только когда он потреб-ся.

Произв-во опред-ет рапсред-е, обмен, потреб-е, т. к. только то, что произведено, то и может распред-ся, обмен-ся, потреб-ся.

Если поставить ?, что явл. определяющ., то спор идет: либо произв-во, либо потреб-е. Они наход-ся в отнош-ях диалектич. тождества. Они тождественны в 3 смыслах:

1) кажд. из них есть непосредственно другое.

2) кажд. из них опосредствует другое.

3) кажд. из них, совершаясь, созд. себя как другое.

Т. е. (разъясн-я): 1) произв-во – непосред-но потреб-е и наоборот, т. е. потреб-е – сторона произв-ва, оно вл-кл-ся в произ-во. Потреб-е – непосред-но произ-во, т. е. в потреб-и что-либо произв-ся (сам чел-к и новые потреб-ти).

2) т. е. кажд. из них созд. сред-ва для другого. Произ-во созд. продукты (ср-ва) для потреб-я (оно созд. предмет и способ для потреб-я). Потреб-е созд. ср-ва для произ-ва (стимулы нового произ-ва, новые потреб-ти).

3) т. е. произ-ва, задействуя способ-ти, созд. предм., кот. доводится до потреб-ля. Потреб-ти /, => нужно больше спос-тей (нужно развив. произ-во) => опять потреб-ти /.

НО: диалект. тождество подразумев. развитие (отриц. равенство). К-либо из сторон д. б. более сильной, опред-ть свое собств. развитие и толкать другую сторону.

В науке нет однознач. ответа: какая здесь стор. сильнее (многие счит., что потреб-е).

Что же опред-щее: произ-во и способ-ти или потреб-е и потр-ти??

Роль МП огромна, она неприходящая, т. к. чел-ку всегда нужно будет что-то делать, создавать. В процессе МП происх. развитие чел-ка.

Структура собственно МП. МП имеет историч. хар-р, т.е. оно развив-ся, усложняется. Сущ-ют этапы развития, формы или способы МП. Выделяют:

1.Производит. силы (источник произв-ва). 2 элем-та:

*Личный (чел-к или чел. труд)

*Вещественный (ср-ва произв-ва). Выделяют:

- предмет труда

- сред-во труда: орудия труда и сред-ва хранения

- продукт труда

2.Производств. отнош-я (отнош-я, кот. склад-ся в процессе произв-ва).

Производит. силы, их структура и источники развития.

ПС – те силы, кот. чел-к задейств. в процессепревращ-я вещ-ва природы в продукт, кот. удовл-ит потреб-ти чел-ка.

Структура:

1) личный элемент (сам труд, рабо. сила чел-к4а).

2) веществ. элем. (или ср-ва произ-ва).

- предмет труда (то вещ-во прирды, кот. чел-к преобразует - земля).

- сред-во труда: оруд. труда (то, что мы помещ. между собой и предметом, т. е. ручн. оридие, машину) и вспомогат. ср-ва (не явл. проводниками нашего непосред. воздействия на предмет – здания).

С момента машин. типа труда наука – тоже элем-т структуры ПС (она стан-ся непосредств. произв. силой).

До машинного наука не участв. в матер. произ-ве. О превращ-и науки в непосред. ПС впервые пишет Маркс в «Капитале».

Источники развития ПС.

ПС выражают единство двух сторон: личной (чел-к и чел.труд) и вещественной (ср-ва произв-ва). Труд - всегда опосредован. процесс, сам по себе не реализ-ся, а реализ-ся в диалоге с техникой.

В завис-ти от того, в каком из двух осн. элементов в структ. ищут источники, сложились 2 подхода:

1)технократич. (ищут в технике). Появл-ся, т.к.:

·Труд не имеет предметн. формы выраж-я. Возник. иллюзия, что движ-е и развитие происх. только в технике. · Труд зависит от техники (орудий труда). Но эта завис-ть не абсолютна: чел-к, кот. произвёл машину от неё не зависит, а наоборот.

По мере развития труда чел-к передает технике те функц., кот он выполнял сам:

- энергитич. (передает)

- рабочая (передает – самое главн.)

- ф. управ-я (эту Ч остав.за собой).

Передача рабоч. функ. – это граница между ручн. орудием и машиной.

Чем сложнее машины, тем больше необх-ть передачи функ. управ-я.

Когда чел-к передает эти ф-ии машине, то он стан-ся соц. сущ-вом, сохраняя управ-е за собой. Но не уходит из произ-ва, т. к. он остав. за собой ф-ию – принятие реш-й в экстрем. ситуациях.

Снач. появ. новая техника, а затем происх. массовая переквалифик-я рабочих.

2) гумманистич. (ищут в личном элем-те). Ищут в самом чел-ке, в его способ-ти ставить под контроль силы природы и управ-ть ею.

Способ-ти не имебт иного веществ. выраж-я, кроме как через развитие техники (через появ-е нов. техники). Техника сама не производит, а производит чел-к и её, и блага. Она не имеет источника саморазвития. Стоит уделять вним-е развитию раб. силы, а не техники.

Можно ли технократич. подход опред-ть как материалистич., а гуманист., как идеалист.?? НЕТ, т. к. в гуманистич. подходе мы берем способ-ти как материалист. проявл-я.

В ПС наиболее подвижным, динамичным явл. общ-во, люди, ибо техника – преобразован. природн. элемент общ-ва, ср-во существ-я. Измен-е техники осущ-ся людьми, созд-ся в результ. целесообразн. деят-ти чел-ка, это значит, что чел-к должен меняться раньше, чем техника. Однако измен-е чел-ка происходит в диалоге с техникой.

 

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!