Истина и ее критерии. Относительность и абсолютность истины.
Истина ― знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Истинаесть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.
Критерии истины подразделяются на эмпирические(опыт, практика) и внеэмпирические (логические, теоретические, а также такие, как простота, красота, внутреннее совершенство знаний и т.п.).
Истины бывают эмпирические и теоретические. Эмпирия ― это опыт. Из опытов мы выносим представление о каких-либо частных эмпирических истинах. Чаще всего они поверхностны, не претендуют на статус закона и могут быть легко опровергнуты разными ситуациями. Теоретические же истины являются полной противоположностью эмпирических. Они заключены в строгих формулировках закона, то есть выражают не случайную и поверхностную, а глубинную связь вещей.
Критерии истины
Одни из философов утверждают, что критерием истины является выгода, полезность и удобство, другие полагаются на общепризнанность, третьи ограничиваются формально - логическим критерием истинности, согласуя новые знания со старыми, приводя их в соответствие с прежними представлениями, четвертые вообще считают истинность знаний делом условного соглашения.
Критерием может быть материальная деятельность, т.е. практика, понимаемая как общественно-исторический процесс. Практика предполагает переход от мысли к действию, к материальной действительности. При этом успех в достижении поставленных целей свидетельствует об истинности знаний, исходя из которых, эти цели ставились, а неудача ― о недостоверности исходных знаний.
|
|
Логический критерий всегда сопутствует критерию практики как необходимое условие реализации последнего. И все же логическое доказательство выступает лишь вспомогательным критерием истины.
Велик удельный вес формально-логического критерия истины (вернее, точности и непротиворечивости) в сфере математического знания. Но и здесь только в области фундаментальной, “чистой” математики он выступает непосредственным критерием истинности математических построений.
Абсолютная и относительная истина
В истории мысли можно выделить два противоположных представления об истине. Один взгляд сводится к тому, что истина объективна, не зависит ни от каких частных мнений и потому абсолютна. Абсолютность истины ― это знание в полном объеме, содержание которого полностью соответствует действительности и не может быть изменено в ходе дальнейшего развития науки. Эта истина нигде, никем и никогда не может быть опровергнута.
Другая точка зрения на истину, исповедуемая скептиками, гласит, что ничего абсолютного в наших знаниях нет: все релятивно, т.е. изменчиво. Под относительной истиной они понимают такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, рано или поздно подвергается уточнению.
|
|
Истинное знание ― это развивающаяся модель действительности, поэтому оно несет в себе как черты устойчивости, так и изменчивости.
Вопрос 38.
Пути постижения истины: чувственный, рациональный, интуиция вера.
Познание представляет собой процесс постижения истины: "Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах". Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития".
Вера ― важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательств принятии тех или иных положений, норм, истин.
|
|
Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно, схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Порой в сокровенных глубинах души как бы наплывом возникают поражающие силой прозрения образы, которые намного обгоняют систематизированную мысль. Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискурсии именуется интуицией. Интуицию делят на две разновидности: чувственную (предчувствие опасности, угадывание неискренности) и интеллектуальную (мгновенное решение практической, теоретической, художественной или политической задачи).
Чувственное постижение истины осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания и др. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы.
Рациональный путь постижения истины наиболее полно и адекватно выражен в мышлении. Мышление - осуществляющий в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций.
Вопрос 39.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 2595; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!