Проблема смысла жизни, смерти, бессмертия.



 

Человек– единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Человек не удовлетворяется ситуацией, когда сама жизнь оказывается лишь «средством к жизни». Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека – всесторонне развить все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогрессе общества, его культуры.

В этом и заключается смысл жизни личности и общества.

Как сказал Толстой: человек может рассматривать себя как животное, среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время.

Если ответить на вопрос о смысле жизни буквально в двух словах – высочайшая человечность, то есть органическая соединенность мысли с чувствами неповторимой и бесконечной в самой себе личности с другими людьми и человечеством в целом, которое и позволяет осознать, что смысл жизни состоит в самой жизни, в ее вечном движении, как становлении самого человека.

Живя для блага других, человек, считает Толстой, «здесь в этой жизни уже вступает в то, новое отношение к миру, для которого нет смерти, и установление которого есть для всех людей дело этой жизни».

 

Вопрос 36.

Сущность познания. Многообразие форм познавательной деятельности.

 

Познаниемназывают процесс, который правильнее было бы обозначить словом «познавание», как и результат этого процесса. В философском смысле познание всегда есть акт, в котором «нечто познается как нечто».

Сущность познания заключается в том, что оно есть отражение объективного мира и его формы являются снимками, копиями соответствующих объектов. Познание подразделяется на несколько видов:

"Житейское познание основывается, прежде всего, на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями".

"Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом". "К научному познанию также тесно примыкает "практическое знание".

"Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Игровое познание как важный элемент деятельности.

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией.

Одними из древних форм познания, генетически связанными с мифологией, являются философское и религиозное познание.

Говоря о формах знания, нельзя обойти вниманием достаточно известную концепцию личностного знания. Личностное знание - это не просто совокупность каких-то утверждений, но и переживание индивида.

Теоретическая форма познания - это углубление человеческой мысли в сущность явлений действительности. При этом научное познание пользуется такими методами, как моделирование, создание гипотез, теорий и т. д. Действительность отражается человеком с помощью различных форм познавательной деятельности.

Одним из видов познания является интуиция — "некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание. Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства".

Ощущение есть первая форма чувственной ступени познания. Но чувственное познание развивается диалектически от простого к более сложному, не заканчивается на стадии ощущений. На основе ощущений возникают восприятия, являющиеся более высокой и более сложной формой чувственного познания. Если ощущение отражает отдельные свойства вещей, то восприятие отражает предмет как совокупность его объективных свойств - форму, цвет, запах, вкус и т. п. От восприятия чувственных познаний идем к представлениям. Представление-это воспроизведенные памятью образы предметов или процессов, основанные на прошлом опыте.

Чувственное и рациональное познание находятся в неразрывном единстве. Оба эти момента познания являются отражением внешнего мира в сознании человека. Содержанием чувственного и рационального познания является материальный мир. Живое созерцание и абстрактное мышление есть лишь различные формы познания одной и той же объективной реальности.

 

Вопрос 37.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 927; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!