Сущность, структура и функции сознания. Сознание и самосознание.



 

Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно – исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Сознание – это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредотачиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание. Особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

Структура сознания: Его характеристика дана уже в самом наименовании: сознание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания (осознание, переживание, знание, ощущение, восприятие, внимание, понятие и т.д.).

Функции сознания:

· Познавательная;

· Прогноза, предвидения, целепологания;

· Доказательства истинности знания;

· Ценностная;

· Коммуникативная;

· Регулятивная.

Самосознание– своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание – это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Оно характеризуется – предметностью (Соотношение ощущения, восприятия с предметным миром вне нас. Нацеленность сознания на внешний мир.) и рефлективностью(Рефлексия – сторона самосознания, которая сосредотачивает внимание на самих его явлениях и формах.).

 

Вопрос 32.

Образы человека в истории философской мысли.

 

 

Вопрос 33.

Проблема антропосоциогенеза.

 

Что такое человек?В Новое время возникли новые представления о становлении человека из природы – идея антропосоциогенеза. Она предполагает комплексный подход, включающий такие факторы, как труд, язык, сознание, формы общности, регулирование брачных отношений нравственность. Важное место среди них занимают язык и сознание. Антропосоциогенез до сего времени во многом представляется загадочным.

В соответствии с эволюционной теорией считается, что человек произошел от обезьяны. Однако ряд разработчиков этой концепции сформулировали одно из затруднений, назвав его проблемой «недостающего звена», т.е. морфологически определенной формы между обезьяноподобными предками и современным человеком разумным.

Мы не смогли бы запечатлеть этот переход, т.к. феномен возник внутри. Таким образом парадокс человека состоит в том, что переход осуществился не через морфологические изменения, а внутри, и потому не оставил заметных следов.

Существовало и множество других версий: инопланетарная теория Бехтеревой; трудовая теория Дарвина.

Человек – есть совокупность способностей и влечений, их приобретение и совершенствование есть развитие человека, составляющее содержание антропосоциогенеза.

Антропосоциогенез и есть непрерывный процесс становления такой живой, постоянно пульсирующей системы, конденсирующей в себе способы деятельности с ними, способы отношений людей к миру, друг к другу и к самим себе.

 

Вопрос 34.

Биологическое и социальное в человеке.

 

В философской литературе сложились две позиции по вопросу о природе человека: о соотношении биологического и социального в человеке. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена. Речь идет не о присутствии в жизнедеятельности человека биологических составляющих (набора генов, баланса, обмена веществ), а о том, существуют ли биологически запрограммированные схемы человеческого поведения. Сторонники первого подхода, утверждают, что человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности» (слепоглухонемых детей можно научить писать, кушать и т.д.).

Сторонники второго подхода ссылаются на данные современной социобиологии, согласно которой, большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно млекопитающим, а более специфических форм – поведению приматов. Среди этих стереотипных форм: альтруизм, защита местообитания, агрессивность, непотизм (семейственность) и др.

Социобиология ведет речь о единой природе человека, в корпусе которой она находит место и биологическим влияниям. Существуют и экстремистские «теории», согласно которым природа каждой человеческой расы различна, существуют низшие и высшие расы, отличающиеся друг от друга многими признаками, начиная от строения головы и лица и кончая умственными способностями.

Расовые различия говорят лишь о различной степени приспосабливаемости тех или иных народов к климатическим условиям.

 

Вопрос 35.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 2704; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!