Бог и человек, происхождение зла в религиозно – философских исканиях Ф. М. Достоевского.



 

Ф.М. Достоевский будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла.

Особую роль в философских взглядах Достоевского занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:  путь человекобожества, путь богочеловека.

Путь человекобожества - путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

Второй путь богочеловека - путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

 

Вопрос 22.

Проблема смысла жизни в исповеди Л. Н. Толстого.

 

Он ищет ответа на свой вопрос в науке, философии, в религии. Приходит к выводу что есть 4 выхода из этой ситуации:

1. Выход неведения: не знать, не понимать что жизнь бессмысленна и зла.

2. Выход Эпикурейства: зная безнадежность жизни, пользоваться всеми благами, какие есть, веселиться.

3. Выход силы и энергии: понять, что жизнь – зло и уничтожить ее.

4. Выход слабости: понимая, что жизнь – зло, продолжать тянуть ее, зная, что ничего из нее не выйдет.

Он понял, что вера – откровение, сила жизни.

 

Вопрос 23.

Философия всеединства Соловьева: учение об Абсолюте, Софии. Идея «цельного знания».

 

В.С.Соловьев назвал первоначальной философской интуицией провозглашение “нового, неслыханного слова: все есть одно”. Следовательно, обособившееся, разделившееся множество явлений этого мира социальности есть проявление единой сущности. Идея всеединствавсю жизнь сопровождала В.Соловьева и определяла постановку у него исторических вопросов и проблем человека. Всеединство, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия.

Абсолют – Бог, а мир – всеединство в состоянии становления. Абсолют – единораздельная целостность бытия. Абсолют, по Соловьеву, преподносится нам во всем. «Безусловно сущее…есть то, что познается во всяком познании – всякое познание держится непознанным…всякая действительность сводится к безусловной действительности».

София – процесс, движимый мировой душой. София – «универсальная субстанция», и субстанция «Божественной Троицы». Так же София – не только субстанция Бога, она и есть «истинная причина творения и его цель, в которой Бог создал небо и землю».

В целом теорию Соловьева можно назвать экзистенциологией, учением о сущем. Для самого мыслителя последовательное осуществление и проведение на практике обеих вер — веры в Бога и веры в человека — сходятся в единой, полной и всецелой истине Богочеловечества.

Философской архитектоникой идей Богочеловечества и Всеединства в концепции Соловьева является теургия — мистическое восхождение к Первоединому, Богу. Стремясь к универсальному синтезу науки, философии, религии, Соловьев создает возможность “цельного знания”, которое вместе с “цельным творчеством” образует “цельную жизнь”. Одним из средств к достижению этого является магия любви.

Сам акт творения, есть длительный процесс мистического соединения “лучезарного небесного существа Софии” с реальной стороной, материей мира. Человек в этом процессе является посредником, связующим звеном.

В.С. Соловьев. Основными идеалами его философии были:

- идея всеединства - объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);

- идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности - право, высший - любовь);

- идея прогресса - как всеобщей связи поколений;

- идея воскрешения всех, как живых, так и мертвых, как главная цель, к которой должно стремиться человечество;

- идея Бога как выражения добра;

- идея «богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;

- идея Софии - всеобщей Божественной мудрости;

- русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва - Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).

 

Вопрос 24.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1526; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!