Схоластика: полемика реализма и номинализма. Учение Фомы Аквинского.



Схоластика (школа, школьная наука): цель –обосновать религиозное учение и догмы.

Два направления схоластики: реализм (мысль и бытие тождественны. Что есть в мысли, то есть в бытии. Сенсибилие (чувства, ощущение)- реальность. Совокупность дает универсалии.) и номинализм(в мире реально существуют только единичные вещи, а общее реально существовать не может. Совокупность не дает универсалии.) Пьер Абеляр: совокупность сенсибилий дает концепцию, которая реальна. Общее существует в самих вещах.

1. Фома Аквинский- крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви. («Сумма теологии», «Сумма философии», комментарии к Библии).

2.Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога. Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

а) движение: все, что движется, движимо кем-то другим - следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;

б) причина: все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог;

в) случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого - следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

г) степени качеств: все, что существует, имеет степени качеств (лучше, хуже, т.д.) - следовательно, существует высшее совершенство - Бог;

д) цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

- разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию).Их разделение - одна из ключевых идей католичества;

- подразумевает в качестве сущности «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, которые существуют в разуме Бога;

- подразумевает в качестве существования сам факт бытия вещи;

- считает, что любая вещь/явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога;

- доказывает, что бытие и благо обратимы, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

- сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

4. Проблема познания:

- откровение (раскрытие истины) и разум - различные понятия, они одновременно участвуют в процессе познания, дают истинное знание;

- если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

- все в мире делится на то, что можно познать рационально (факт существования Бога), и что нет (проблемы сотворения мира);

- философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

- все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

5. Историческое значение философии Фомы Аквинского:

- даны пять доказательств существования Бога;

- систематизирована схоластика;

- закреплено разделение эссенции и экзистенции;

- доказаны правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей: господство идеи над материей;

- выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

- вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

- разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии.

 

Вопрос 13.

Гуманизм и антропоцентризм в философии (ренессанса) Возрождения.

Занимает период с XIV по XVI в. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Главная особенность философии ренессанса – антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований.

Индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение. Разносторонность – вот идеал возрожденческого человека.

Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек – природное существо. Отсюда «секуляризация» - освобождение от церковного влияния.

Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе.

Вопрос 14.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1094; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!