Философия Аристотеля: вопросы метафизики, учение о человеке и обществе.



1. Аристотель- ученик Платона. («Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика»).

Метафизика –учение о первопричинах и первоначалах всего сущего.

2. Философию Аристотель делил на три вида: теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего; практическую - о деятельности человека, устройстве государства;  поэтическую. Считается, что Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона,согласно которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых идей».

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы: не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью; существуют только единичные и конкретно определенные вещи; данные вещи называются индивидуумы(в переводе – «неделимые»); индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов - вторичной.

4. Что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос Аристотель пытается через высказывания о бытии,то есть через 10 категорий(высказывания),  которые отвечают на поставленный вопрос, причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Иначе говоря, по Аристотелю, бытие - это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Категории - это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

5. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.Что есть материя? По Аристотелю, материя- это потенция, ограниченная формой(например, медный шар - это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.).

6. Носителем сознания, по Аристотелю, является душа.Философ выделяет три уровня души: растительная душа, животная душа, разумная душа. Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. Растительная душаотвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек: по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;отличается от животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (жить в коллективе). Именно последнее качество - потребность жить в коллективе - приводит к возникновению общества - большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом обществаявляется государство.

7. Аристотель выделяет шесть типов государства: монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия(власть толпы, крайняя демократия), полития –наилучшая форма(смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

8. Историческое значение философии Аристотеляв том,что он: внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»; дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; выделил 10 философских категорий; дал определение бытия через категории; определил сущность материи; выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии.

Вопрос 11.

Специфика средневекового типа философствования. Патристика. Теоцентрическая картина мира. Учение Августина Аврелия.

Патристика –этапы 1-6 века. Проблемы:

1) Проблема сущности Бога и его тройственности.

2) Пространства, времени и бытия.

3) Соотношения веры и знания.

4) Проблема исторического процесса.

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога.

1. Аврелий Августин- христианский теолог, епископ г. Гиппона, заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики («О Граде Божьем»).

Основные положения философии Августина Блаженного:

- ход истории, жизнь общества - это борьба двух противоположных царств - Земного (грешного) и Божественного;

- Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

- Божественное царство представлено священнослужителями – особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

- Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;

- Церковь - единственная сила, способная объединить мир;

- бедность, зависимость от других, подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;

- высшее блаженство - счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;

- после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.

Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге: Бог существует; главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство; все - является творениями Бога; Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем; знания (чувства, опыт) реальны и самодостаточны, однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

Значение философии Августина Блаженного в том, что им:

- уделено большое внимание проблеме истории;

- Церковь объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства);

- обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы - над монархами - главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного;

- воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность;

- одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

Вопрос 12.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1507; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!