Своеобразие античного типа философствования. Проблема поиска субстанции: милетские мыслители, Гераклит, Парменид, Демокрит.



 

1. Периодизация античной философии:

1 этап - ранняя античная философия (конец 6в. до н.э.),

2 этап - классическая античная философия (середина V - конец IV вв. до н. э.);

3 этап – эллинистический период античной философии (конец IV - I вв. до н. э.);

4 этап - римский период (I в. до н. э. - V в. н. э).

2. Своеобразие античной философии связано с космоцентрической формой мировоззрения древних греков. Космоцентризм – форма мировоззрения, которой свойственно признание единой природной реальности – космоса, эволюционирующего из хаоса.

Мысли философов обращаются к вопросу о гармонии космоса (единство в многообразии), т.е. проблеме первоначала мира, Архэ – субстанция.

Первые ршения проблемы можно обнаружить в учениях милетских мыслителей(вода – Фалес, воздух - Анаксимен).

Гераклит (Эфес) – космос никем не создан, он есть мерами возгарающий и мерами угасающий огонь (Диалектика – учение о законах развития вещей и их всеобщей связи).

Парменид – критиковал Гераклита, считал. Что первоначалом мира является не взаимодействие противоположностей, а некое единое, вечное, неделимое, разумное начало. Бытие – Абсолют.

Были заложены два направления в философии - идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в ранний период - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистический - материалистическое, в римский – идеалистическое.

Субстанция- это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.

 

Вопрос 8.

Тема человека, его добродетели и познания в учениях софистоф и Сократа.

1. Софисты- Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Однако они обучали не законченным истинам, а самой технике доказательства любого тезиса. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; Ликофрон, Алкидамант, Трассимах).

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

Их практика была обусловлена их теорией:

Человек – чувствующее существо, чувствует каждый индивидуально/субъективно, следовательно общезначимой истины не существует, а существует только мнение.

Критерием различения добра и зла являются ощущения человека: Добро – удовольствие, Зло – страдание.

Сократ –критик софистов, с его точки зрения, человек – не только чувствующее, но разумное существо. Правильно, логически мысля, люди способны приходить к общезначимым истинным знаниям. Добродетель – есть знание, Порок есть невежество.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика».Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

2.Свою правоту представители софистов доказывали с помощью софизмов- логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь».

Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

Вопрос 9.

Философия Платона: учение об идеях и единичных вещах, человеческой душе и познании, государстве.

1. Платон- ученик Сократа, основоположник идеалистического направления в философии. Платон - первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».

2. Платон является основателем идеализма.Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); чистые идеи истинны, вечны и постоянны; любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи; весь мир является отображением чистых идей. Мировая душа – то динамическое начало, при помощи которого идея и материя взаимодействуют между собой. В результате возникают единичные вещи.

3. «Душа» -высшее активное самостоятельное начало, управляющее телом. Она состоит из 3-х частей – разум, аффекты (воля), вожделения (чувства (тело)).

Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:предметом познания должны стать прежде всего – «чистые идеи»; «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания; «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию); высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

4. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства.

Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются: монархия- справедливая власть одного человека; тирания- несправедливая власть одного человека; аристократия - справедливая власть меньшинства;  олигархия - несправедливая власть меньшинства; демократия - справедливая власть большинства; тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства,согласно данному плану:

Должно существовать 3 сословия: Философы (разум), Воины (аффекты), Демиурги (вожделения). Принадлежность к тому или иному слою определяется преобладанием развития у данного человека той или иной части души. Интересы государства – абсолютная ценность по отношению к интересам отдельных граждан.

Вопрос 10.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1879; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!