Проблема метода познания в европейской философии XVII века эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.



Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена эмпиризмом (сенсуализмом); рационализмом.

Основателем эмпиризмаявляется Ф. Бэкон.Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»). Цель научного знания – в принесении пользы человеческому роду; в отличии от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Наука – средство, а не цель сама по себе; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага людей.

Основоположником рационализмасчитается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разумаи не зависит от чувственного опыта.

При изучении проблемы познанияособый акцент Декарт делает на научномметоде. Суть его идеи в том, что научный метод практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс.

Смысл метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях.Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Они могут быть двух видов: понятия, суждения (Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело, душа»; «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть»).

В качестве особого направления выделяется иррационализм(Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а, следовательно, никогда не будет познан разумом.

 

Вопрос 15.

Идеалы и принципы Просвещения. Гносеология и этика И. Канта.

 

1. Основоположник немецкого классического идеализма И. Кант- немецкий философ. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.) (исследования в области естественных наук); критический (философское творчество); «Критика чистого разума»; «Критика практического разума»; «Критика способности суждения».

2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта до-критического периодабыли проблемы бытия, природы, естествознания.

3. В основе философских исследований Канта критического периодалежит проблема познания.Кант отстаивает идею агностицизма- невозможности познания окружающей действительности. Кант выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностейпри познанииявляется не окружающая действительность - объект, а субъект познавательной деятельности - человек, а точнее, его разум.

Познавательные возможности человеческого разума ограничены. Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии(4)).

Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА (Мир не имеет/имеет начало во времени и безграничен/ограничен в пространстве).

Вторая антиномия- ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ (Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых/нет ничего простого).

Третья антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА (Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего/Бога нет).

Четвертая антиномия- СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ (Существует не только причинность по законам природы, но и свобода/свободы не существует).

 

С помощью разума можно логически доказать одновременно обе противоположные антиномии - разум заходит в тупик. Наличие антиномий, доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Кант выделяет три понятия, характеризующих знание: апостериорное знание; априорное знание; «вещь в себе».

Апостериорное знание- то знание, которое получает человек в результате опыта.

Априорное знание- доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначальнои не требует никакого опытного доказательства.

«Вещь в себе»- одно из центральных понятий всей философии Канта. Вещь в себе - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

4. Само человеческое сознание, также, имеет свою структуру,которая включает в себя: формы чувственности; формы рассудка; формы разума.

Чувственность- первый уровень сознания. Формы чувственности пространство и время.

Рассудок- следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории- предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат» пространства и времени.

Разум- высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи,например: идея Бога; идея души.

5. Учение о категориях- предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. Таких категорийдвенадцатьи он делит ихна четыреклассапо трив каждом:

- количества - единство, множество, цельность;

- качества - реальность, отрицание, ограничение;

- отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

- модальность - возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

Первые две категории каждого из четырех классов - противоположные характеристики свойства класса, третьи - их синтез.

6. Главные вопросы:Какой должна быть мораль? Что есть моральное поведение человека? Кант приходит к следующим выводам:

- чистая нравственность- признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;

- между чистой нравственностью и реальной жизнью существует сильное противоречие;

Кант сформулировал моральный закон,и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

7. Историческое значение философии Кантав том, что им было: дано основанное на науке объяснение возникновения Солнечной системы; выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»); выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления; сформулирован категорический императив - моральный закон.

 

Вопрос 16.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 2057; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!