Основной вопрос философии и способы его решения: монизм/материализм и идеализм/дуализм, плюрализм.
1. Основнымв философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии- онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая(бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?
Суть гносеологической(познавательной)стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
2. Монизм – учение, признающее существование единого начала, субстанции мира. В его рамках выдвигается материалистическое и идеалистическое направления.
Материализм(«линия Демокрита»)- направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя (вечное существование природы).
Идеализм («линия Платона»)- направление в философии, сторонники которого в отношениях материи (субстанции) и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм (субстанция есть высший, объективный абстрактный дух. Есть только идея); субъективный идеализм (субстанция есть сознание самого субъекта, человека. Идей не существует).
|
|
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии - материализмом и идеализмом - существуют промежуточные течения - дуализм, плюрализм.
Дуализм(Декарт). Суть дуализма заключается в том, что: существуют две независимые субстанции (2 первоначала мира) - материальная и духовная;
Плюрализм (Лейбниц) –учение, признающее множество первоначал мира.
Вопрос 5.
Философия в древнем Китае. Конфуцианство. Даосизм.
1.Философия в древнем Китае возникает на рубеже 6-5 в. до н. э. «Эпоха враждующих царств». Ломка традиционных общинных отношений, вызванная экономическим прогрессом, появлением денег и частной собственности, рост научных знаний (астрономия, медицина, математика) создали благоприятную почву для духовных перемен.
2.Конфуцианство –учение, цель которого создание модели идеального общества, государства (идеальный я – идеальная семья – идеальное общество). Трактат – «Лунь-Юй». Идея – самовоспитания. «Дао»-закон неба.
Основные этические принципы Конфуцианства:
1. Принцип человеколюбия: относиться к людям так, как хочешь чтобы относились к тебе.
|
|
2. Принцип ритуальности: поклонение предкам, прошлому, отцу и старшему брату.
3. Принцип долга: заключается в признании приоритета интересов общества по отношению к интересам отдельного человека.
3.Даосизм- учение, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основатель - Лао Цзы Главные источники - философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин», совместно именуемые «Даодэцзин».
Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ».
«Дао» имеет два значения (дао безымянное порождает дао с именем, а оно землю, небо, вещи.):
Дао безымянное- великий мировой космический закон, лежащий в основе мироздания и управляющий им,
Дао с именем– более конкретная основа единичных вещей, «Мать всех вещей».
«Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.
Правило поднебесного недеяния:добродетельный человек – человек, который не делает добрых дел.
Вопрос 6.
Формирование древнеиндийской философии. Буддизм.
1.Основой являются веды (знания), собрание гимнов древне - индийским богам, а т.ж. элементы философского знания.
|
|
Буддизм- религиозно-философское учение, основателем данного учения считается Гаутама Будда(Сидхардха Шакьямуни). Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего прозрел и передал свои духовные достижения людям.
Главная идея буддизма –«Средний путь»жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). «Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана - высшая благодать.
2. Будда вывел четыре благородные истины:
1. Жизнь есть страданье,
2. Причина страдания есть жажда жизни,
3. Если известна причина страдания. То должен быть способ освобождения от него,
4. Восьмеричный путь освобождения от страдания.
3.Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.
Данный план - так называемый Восьмеричный путь- предусматривает соблюдение следующих принципов:
- правильное видение - понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
|
|
- правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей меняется жизнь;
- правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
- правильное действие - непричинение другим зла;
- правильный образ жизни - соблюдение буддистских заповедей;
- правильное умение - усердие и трудолюбие;
- правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
- правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
4. К пяти заповедям-ориентирам буддизмаотносятся следующие: не убий; не укради; будь целомудренным; не лги; не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Вопрос 7.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 2521; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!