Истоки и смысл проблемы бытия в античной философии.



Бытие как Абсолют.

 

1. Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия,называется онтологией, а сама проблема бытия - одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию, логику, иные философские проблемы.

2. Каково же содержание философской категории «бытие»?Для ее раскрытия можно выделить ряд положений: окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения обобщаются понятием субстанции- самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Бытие- это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

3. Комфорт человеческого существования предполагает опору на некоторые простые и естественные предпосылки, которые понятны сами собой и не требуют специальных обоснований. Универсальность людей в том, что при всех изменениях, происходящих в мире, существуют какие-то гарантии его сохранения как стабильного целого. Люди всегда стремились найти такие опоры своего существования, которые блокировали бы ужас, связанный с мыслью о возможности ежеминутной гибели мира. И каждый раз, когда начинались сомнения в прочности этих опор, привычные данности реальной жизни, становились предметом размышления, переходя из ранга чего-то само собой разумеющегося в ранг проблем отыскания новых опор.

Мир и вселенная уже не казались столь прочными и надежно существующими, как прежде: все стало шатким, ненадежным. После того как первые философы разрушили связь личности с преданиями, традициями, верой. Античные греки потеряли жизненную опору. Им нужна была вера в новую силу. Философия начала поиски новых оснований мира и человека, ввела проблематику бытия. Парменид объяснил предельным основанием мира и космоса мысль, как таковую, Абсолютную мысль. Бытие– это безличностный, трансцендентный Абсолют, к которому античный грек не мог обращаться с помощью личного местоимения «Ты». Он открыл силу Абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность, дает человеку уверенность в том, что все будет подчиняться порядку, установленному в ином мире. Заведенный в мироздании ход вещей не может внезапно по воле случая, измениться. Парменид постулировал наличия за вещами предметно-чувственного мира, выполняющего роль гаранта стабильности всего, что есть на земле и на небе.

Вопрос 25.

Понимание бытия в европейской философии Нового времени. Бытие – человеческая субъективность или материя?

Философская версия бытия, предложенная Парменидом, была воспринята Европейской культурой, что свидетельствует о наличии у людей экзистенциальной потребности в гарантиях своего существования. Европейская культура овладела в совершенстве способностью мыслить в пространстве чистой мысли.

1. Проблему бытия Парменид не изобрел, опираясь только на свои интуиции: она родилась как ответ на реальные жизненные вопрошания, отражала определенные запросы и потребности людей той эпохи. Он лишь сформулировал ее на языке философии и попытался найти ее решение.

2. Вопрос о бытии и его решение повлиял на мировоззренческие ценности установки западного мира.

3. Нельзя отождествлять Парменидово бытие с христианским Богом. Бытие– это безличностный Абсолют. Ему не молились, не искали путей быть его образом и подобием; достаточно было уверенности в том, что Бытие, как Абсолютная мысль, есть гарант того, что мир с необходимостью будет существовать в некоем единстве и постоянстве.

4. Парменидовское учение о бытии, открыло возможность метафизики – той, особой Европейской философии, которая пыталась найти новые начала, причины и принципы всякого бытия в идеальной, духовной сфере, существующей объективно, т.е. вне и независимо от человека и человечеств.

Какие бы мы формы бытия не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.

Р.Декарт наоборот считал, что человек является единственным условием возможности существования мира. Но не мира вообще, а мира, который он может понимать, действовать в нем. Декарт сделал мысль бытием, но в отличии от Парменида, творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъектным, человекоразмерным, определяемым человеческими способностями воспринимать его и действовать в нем.

Вопрос 26.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1887; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!