Глобализация как предмет социально-философского анализа.



Для адекватного понимания сущности феномена глобализации представляется необходимым и правомерным различать понятия «глобализм», «глобалистика» и «глобализация». Глобализм (или мондьялизм) представляет собой навязываемую миру социальную модель политического и экономического доминирования западной цивилизации под эгидой США. Политика и идеология глобализма утверждает однополюсный мир и ведет к расколу человечества на «золотой миллиард» – авангард глобализации и страны-нации аутсайдеры как слабо интегрированные страны и страны третьего мира. Глобалистика– это междисциплинарное исследование совокупности современных глобальных проблем и новых условий коэволюции природы и общества, жизни на планете, связанных с общими тенденциями развития цивилизации, теми противоречиями глобального масштаба, субъектом которых выступает человечество в целом. Глобализация– объективно необходимый исторический процесс, сопровождающий человеческое общество на всем протяжении его развития, в котором выделяют различные этапы и эпохи, имеющие конкретное социокультурное измерение

       Черты процесса глобализации:

  • усиление взаимозависимости стран и народов во всех сферах человеческой деятельности; образование всемирного рынка финансов, товаров и услуг, т.е. мировой экономики;
  • становление глобального инфор-го пространства, обеспечив-го быструю связь в реальном времени;
  • превращение знания в основной элемент общественного богатства;
  • выход бизнеса за национальные рамки посредством формирования транснац-х корпораций;
  • внедрение и доминирование в практике международных отношений и внутриполитической жизни народов универсальных человеческих ценностей.

Глобализация – противоречивый процесс. Среди ее положительных черт, как правило, отмечается рост контактов и связей между странами и народами в области экономики, торговли, науки, образования, технологий, культуры.


Цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.

Определяющими факторами цивилизационного развития Беларуси являются:

1. полиэтнический характер государственных образований (Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя, СССР) в составе которых формировался и развивался белорусский этнос;

2. климатические и географические особенности Беларуси;

3. геополитическое положение;

4. поликонфессиональность белорусского региона.

Именно эти факторы предопределяют цивилизационное будущее Беларуси. Место Беларуси в мировой цивилизации будет зависеть, прежде всего, от того, насколько быстро придет осознание ее народом собственного пути развития, основанного на самобытных белорусских традициях и ценностях.

Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.

Культура (от лат. — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — совокупность искусственных объектов, созданных людьми в дополнение к природным формам человеческого поведения и деятельности. Слово «культура» латинского происхождения и первоначально оно обозначало возделывание, обработку земли; затем благодаря Цицерону распространилось на человека и стало употребляться в смысле воспитания, образования, «культивирования» человеческих качеств.

Выделяют основные подходы к исследованию культуры:

аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть мир ценностей, идеалов, смыслов, значимых для человека;

деятелъностный подход, рассматривающий культуру как способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизведения социокультурного опыта;

семиотический подход, который основывается на понимании культуры как знаковой системы, имеющей символически-коммуникационную природу;

структуралистский подход, рассматривающий культуру как совокупность социокультурных образцов, регулирующих человеческую жизнь;

гуманитарный подход, который акцентирует внимание при исследовании культуры на проблемах совершенствования человека как духовно-нравственного субъекта и др.

Типология культур:

элитарная культураиспользуется для обозначения специфической сферы культуротворчества, связанной с профессиональным производством культурных текстов, приобретающих впоследствии статус культурных канонов. В отличие от продуктов массовой культуры, элитарная культурная продукция рассчитана на неоднократное потребление и обладает принципиальной многозначностью содержания.

Массовая культура - это такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Функции массовой культуры: обеспечить социализацию человекав условиях среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции своего поведения и деятельности, снятию психологического напряжения и решению конфликтных ситуаций; удовлетворить массовые потребности индивида. Характерные черты массовой культуры: распространенность культурного образца в массах, воспроизводимость массами этих культурных образцов, ориентация на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы; их трансляция от поколения к поколению.

Маргинальная культура - (от позднелат. marginalis- находящийся на краю, на границе) — конгломерат культурных ценностей, традиций, верований, ориентации и других элементов образа жизни промежуточных, пограничных социальных слоев, образующихся в результате различных процессов в обществе (миграций, этнокультурного взаимодействия, модернизации об­щественных систем и др.), вынужденных усваивать чуждые культурные ценности и социальные роли.

"Мозаичный "характер развитой культуры находит свое отражение в разнообразных субкультурах.Многообразие субкультур - отражение социальной разнородности общества, различных типов социальной практики и соответствующих им типов миропонимания.

Важнейшую роль в исследовании культуры и этапов ее исторического развития сыграл канадский философ и культуролог Маршал Маклюэн (1911-1980). Он доказывал, что решающую роль в динамике культуре играют коммуникационные технологии.

В истории человечества Маклюэн выделяет четыре эпохи: эпоха дописьменного варварства; тысячелетие фонетического письма; «Гутенбергова галактика» — пять сотен лет печатной техники; «Галактика Маркони» — современная электронная цивилизация.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 378; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!