Феномен идеологии. Философские основы идеологии белорусского государства.



«Идеология» с древнегреч.: «эйдос» - идея и «логос» - учение, мышление и означает учение об идее.

В культурный европейский оборот понятие идеи ввели древнегреческие философы Демокрит и Платон. Термин «идеология» в культурный оборот в ХVIII веке ввел Дестют де Траси, автор многотомной книги «Элементы идеологии» (1804).

Три точки зрения происхождения идеологии:

1. идеология столь же стара, как и человеческое общество, иначе говоря, она существовала всегда, т.к. люди никогда не прекращали осмысления окружающего мира и своего места в нем.

2. возникновение идеологии связано с формированием классов, делением общества на рабов и рабовладельцев.

3. идеология появляется в Западной Европе не ранее XVIII века и является третьей, после религии и политического национализма, формой самосознания людей.

В начале ХХIв. идеология и идеологическая деятельность превращаются из частного и личного в публичное и общественно значимое дело. Идеология стала уже не только известной по прошлому историческому опыту формой самосознания классов и больших социальных групп людей, но и формой самоопределения и ориентации государств и отдельных индивидов.

Сравнение современных определений идеологии показывает, что общим в них является ее истолкование как системе идей (ценностей, мнений, убеждений, представлений и т.п.), раскрывающей интересы своего носителя.

Основными функциямиидеологии являются: воспитательная; мобилизующая, консолидирующая, интегрирующая.

Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил развития общества.

Общество как развивающаяся система представляет собой сложный и противоречивый исторический процесс. История общества отличается от истории природы, прежде всего, тем, что первую творят люди, а вторая развивается по собственным законам.

О содержании современной философии истории можно составить представление на примере размышлений об исторической динамике американского социолога и футуролога Элвина Тоффлера. По его мнению, доиндустриальное общество возникло 8—9 тыс. лет назад, во времена неолитической революции (перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству). Его особенности:1)полная зависимость от природно-климатических условий, его хозяйственный уклад основан на земледелии и скотоводстве. 2)господствуют традиции, а не закон. Социальными нормами являются табу, обычаи и ритуалы. 3)люди живут главным образом малыми общностями (сельская община). 4)духовная жизнь регламентирована системой устоявшихся ценностей, закрепленных в мифах, преданиях, моральных нормах и любые новшества (открытия, инновации) воспринимаются как покушения на устоявшийся социальный порядок.

Индустриальное общество, как считает Элвин Тоффлер, появилось 300 лет назад — во времена промышленной революции. Важнейшими характеристиками индустриального общества: 1) новое восприятие времени. Время начинает осознаваться как поток, который нельзя остановить и тем более вернуть. 2) новое восприятие человека. Формируются представления о профессии, карьере, богатстве, частной жизни, биографии, инновациях. 3)новое качество общественной жизни. Малые общности превращаются в большие (процесс урбанизации). 4)преобладание индустриального производства (мануфактурного, фабричного). 5) формируются гражданское общество и правовое государство.

В 70 гг. ХХ в. формируется концепция постиндустриального общества (технотронного, информационного). Термин «постиндустриальное общество» введен в оборот Д.Беллом. В постиндустриальном обществе основным производственным ресурсом становится информация, основным продуктом производства услуги, а место капитала занимают знания. Постиндустриальное общество нередко именуется обществом потребления. Характерными признаками постиндустриального общества являются: 1) Информация превращается в один из важнейших факторов экономического развития. Происходит децентрализации производства. Происходит повышение роли индивидуального интеллектуального труда. 2) социальная мобильность (горизонтальная и вертикальная), усложняются социальные коммуникации, доминирует урбанизированный образ жизни, формируется виртуальная реальность (соц. сети);

Современная социальная философия в качестве основных критериев общественного прогресса рассматривает: 1) развитие производительных сил, включая самого человека; 2) изменение социальных институтов в духе гуманизации, поощряющей свободу, индивидуальные усилия, изобретательность и самореализацию личности; 3) улучшение основных показателей жизнедеятельности человека (увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение детской смертности, улучшение медицинского обслуживания и т.п.); 4) сбалансированное взаимодействие природных и социокультурных стратегий развития.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 428; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!