Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества.



Термин «цивилизация» (от лат. civilis - городской, государственный, гражданский) появился в середине XVIII в. и использовался французскими просветителями, которые при его помощи характеризовали общество, основанное на началах разума и справедливости. Смысловые значения «цивилизации»: - как ступень исторического развития человечества, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф.Энгельс); - как синоним культуры (французские просветители, А.Тойнби); - как уровень развития того или иного региона либо отдельного этноса; - как определенная стадия упадка и деградации культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев); - как характеристика технико-технологической стороны жизни общества (Д.Белл, А.Тоффлер).

В современной философии истории обычно выделяют три подхода к интерпретации понятия «цивилизация»: локально-исторический, историко-стадиальный и всемирно-исторический.

Среди сторонников локально-исторического подходанет единства в вопросе о том, сколько было цивилизаций в прошлом и сколько их существует в настоящее время.(Н. Данилевский: египетскую, ассирийско-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую, германо-романскую (европейскую) и славянскую.О. Шпенглер: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, майя и западноевропейский).

В рамках историко-стадиального подхода в зависимости от выбора тех или иных критериев оценки жизни общества также выделяют различные типы цивилизаций. Однако, все они характеризуют развитие общества как единый исторический процесс на всем его протяжении. Чаще всего в историко-стадиальных исследованиях используется технико-технологический критерий, на основе которого выделяют: аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, А Тоффлер). «Аграрная цивилизация» — это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами. «Индустриальная цивилизация» – общество, которое характеризуется бурным развитием промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения. «Постиндустриальная цивилизация» – общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания.

Представители всемирно-исторического подхода полагают, что только на определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления экуменической цивилизации.

Понятие техники и технологии. Социальные последствия научно- технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.

Под «техникой» (греч.Techne – искусство, мастерство) понимается система созданных средств и орудий производства, а так же приемы и операции, умения и искусство осуществления трудового процесса.

Предмет философии техники – техника в ее целостности и развитии, роль человека в ее эволюции и функционировании, сущность технической деятельности, соотношение техники и культуры, науки, политики и другими формами деятельности людей, обратное воздействие технического прогресса на общество и т.п.

Техника – понятие, которым в истории культуры обозначается: 1) определенный комплекс артефактов (инструментов, орудий, машин; совокупность технических устройств, - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем); 2) как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств; 3) изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;4) как совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Цель и функции техники – преобразовывать природу и мир человека в соответствии с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний.

Возникнув в 20-х гг. ХХ века в связи с бурным развитием науки и техники, уверенность в способности науки и техники решить все социальные проблемы, нашла свое отражение: в концепции технократизма, обосновывающей необходимость и неизбежность возрастания в обществе роли технической интеллегенции (Веблен); в концепциях индустриального и постиндустриального общества(Арон, Гэлбрэйт; Белл, Фурастье);

теории «третьей волны» (Тоффлер).

Слово «технократия» (от греч.техника и власть) обозначает направление в общественной мысли, согласно которой общество (в его же интересах) должно регулироваться путем установления политической власти технических специалистов (технократов – инженеров, организаторов производства, экспертов) на базе науки. Идея технократии как власти инженеров была развита в 20-е годы ХХ века Вебленом в его работе «Инженеры и системы цен».

В основе концепции, которая разработана американским социологом Д. Беллом, лежит разделение развития общества на 3 этапа: Доиндустриальное (традиционное), Индустриальное, Постиндустриальное.

Философия техники настаивает: что скорее техника должна быть подчинена человеческому императиву, чем человек императиву техническому.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!