Понятие общества. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.



Общество (социум) — продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших и малых групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Слово «социум» происходит от латинского глагола «социо», означающего соединять, объединять, затевать совместный труд. С этим связана и этимология понятия «общество» — общность, союз, сотрудничество.

Социальная философия как важнейший раздел философского знания стремится к постижению предельных оснований общества как целостного явления. Важнейшими исходными положениями социальной философии являются следующие:Общество,человек и общество.

Основные стратегиями исследования социальной реальности в современной философии являются:

а) марксистская концепция общества. Для К.Маркса специфическим признаком понятия «общество» было понятие «общественные отношения». Это означало, что какой-либо индивид становится личностью, а некоторая группа людей – социальным классом не благодаря своим биологическим свойствам, а в соответствии с теми отношениями, которые устанавливаются между ним (ними) и другими индивидами. К. Марксом была разработана концепция материалистического понимания истории, суть которой составляет положение об определяющей роли способа производства, общественного бытия, определяющего общественное сознание. б) В теории социального действия М. Вебера в качестве атрибута общества рассматривался осмысленный характер социального действия. М.Вебер выделяет четыре основных типа современных социальных действий: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. Предпочтение отдается целерациональному действию, кот-е хар-т формальн. рацион-ть капитализма. Ценностно-рациональное действие, основанное на ценности или идеале, которое определяется социальной верой в ценность определенного способа поведения, независимо от конечного успеха деятельности. Аффективное действие построено на эмоциях и чувствах, и, наконец, в традиционном действии доминирует привычка, традиция, обычай. Анализ прир. соц-го действ.позвол. Веберу разработ. социол-ю вл.: лег-й т. вл., традиц-й, харизмат-й. в)структурно-функционального анализа Т.Парсонса. Изначально Т.Парсонс исходит из того, что именно единичное социальное действие, структура которого включает актора (действующее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства, является системообразующим элементом общества. Парсонс формулировал четыре функциональных требования, предъявляемых к системам: адаптации (к физическому окружению); целедостижения (получения удовлетворения); интеграции (поддержания бесконфликтности и гармонии внутри системы); воспроизводства структуры и снятия напряжений, латентность системы (поддержание образцов, сохранение нормативных предписаний и обеспечение следования им).

Понятие социальной реальности. Общество как система.

Социальной реальность-это специфически философское понятие, в которой отражается сущность общественной жизни

В социальной философии можно выделить три основные модели понимания общества как социальной реальности.

1. Общество как объективно-материальная реальность. Философский смысл данной модели заключается не в отрицании существования сознания и его роли в жизни общества, а в определении субстанции социума – его первоосновы. Определенные оттенки экономократизма характерны для концептуальных разработок классиков экономической науки – экономического либерализма (А. Смит, Ф. Хайек) и экономического социологизма (К. Маркс). 2. Общество как духовная реальность. Эта метатеоретическая модель, не отрицая значимости практической деятельности, ведущей к материальному обустройству мира, тем не менее усматривает его сущность в духовных феноменах. 3. Общество как объективно-субъективная реальность. В отличие от первых двух субстанциальных моделей, в которых сущность общества усматривается либо в его материальности (определяющим становится общественное бытие), либо в его идеальности и субъективности (приоритет отдается общественному сознанию), в этой модели заложено признание дополнительности объективной и субъективной сторон общества как системы.

Первые представления о системности в природе и в обществе зародились уже в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Но наиболее активно проблему системности общественной жизни разрабатывали такие крупнейшие мыслители XIX–XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, А. Богданов, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.

В качестве социальной системы выступают и отдельные (выделенные) в рамках социума его элементы – подсистемы: сферы общественной жизни; человек-общество; малые и большие социальные группы; этнические и национальные общности; государства или союзы государств и даже отдельные люди (харизматические лидеры например) и т.д.

В марксистской философии, например, подсистемами общества принято считать следующие сферы его жизни:

1)экономическую сферу, элементами которой являются материальное производство и производственные отношения (среди которых главными являются отношения собственности), которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления;

2)социальную сферу, состоящую из таких структурных образований как классы, социальные общности, социальные институты и т.д., взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3)политическую сферу, включающую в себя разнообразные субъекты политических отношений: государство, политические партии и др.

4)духовную сферу, охватывающую различные формы общественного сознания: право, религию, философию, мораль, искусство.

Каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой "общество", в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязаны, но и взаимно обуславливают друг друга. Разделение общества на указанные выше сферы, конечно, несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1488; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!