Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке.



 «Природа»-вся совок-ть естеств-х условий сущ-ния ч-ка и чел-ва. Прир. – то, что противостоит ч-ку, существуя по собств-м, независ-м з-м.

Миф-кое отнош. к природе рисует модель гармонич. сосуществов. ч-ка и прир.. Доминир-ми в миф-ом сознании были 2 установки: признание господства прир. над ч-ком; персонифик. прир-х явлений. Для ч-ка мир был не мертвой и не безмолвной вещью. Считалось, что мир может слышать и понимать, а, следоват., если к силам прир. обращаться должным обр-м, то они уже не могут не оказать помощи.

В период Античн. прир. трактуется как совершенный космос, образец совершенства, средоточия мудрости и разумного начала, а взаимоотнош. ч-ка с прир., жизнь в согласии, в гармонии с ней – рассматрив. как самая желанная и благород. цель. Ч-к и Прир. выступ.здесь как единое целое.

В средневек. мировоззр. отнош. к прир. меняется с точностью до наоборот. Прир. мыслится как рез-т творения Бога и нечто более низкое по сравнению с Ч-м, поскольку считалось, что только ч-к обладает божеств-м началом – разумом. В рамках такой традиции было закономерн. рассматрив. отнош. к природе, как к чему-то злому, которое необходимо обуздать, подчинить себе.

В эпоху Возрожденияотнош. к прир. меняется. Ч-к вдруг открывает для себя красоту и великолепие окруж-й прир., видит в ней – источник радости, наслажд.. Возрождается Античный идеал толкования прир. как воплощ. гармонии и соверш-ва, единения ч-ка и прир..

В Новое Время, в период становления промыш-го капитала прир. начинает пониматься как объект интенсивной преобразоват. деят-ти и как кладовая, из которой ч-к может черпать без меры и без счета. Бэкон: «Знание – сила». Прир. утрачивает свой священный хар-р и как следствие нарушается связь ч-ка и прир.

Восточные цивилизации (Др. Китай, Др. Индия, Др. Вавилон) Прир. здесь рассматрив. как целостный живой организм, все части кот-го тесно связаны друг с другом. Ч-к такой к-ры не противопоставлял себя прир., не допускал насильств. проникнов. в ее тайны, относился к ней с любовью и благоговением.

Современные представления о природе.С точки зрения В.И. Вернадского, идеи господства над прир., должны смениться идеей гармониз. ч-ка и прир., ч-ка и космоса, возрастанием ответств-ти ч-ка перед последующей эволюц. Земли – во имя выжив.и быстрейшего достиж. ноосферы (сферы разумного и гуманного взаимод. общ-ва и прир.) на всей планете и во всех областях, преодол. необратимых, оп-х, трагич-х для чел-ва процессов.

Человек как предмет философского анализа.

Фил-е уч-е о ч-ке, представленное множеством идей и концепц., называется фил-ой антропол.. Оно зародилось в древн. и приобрело особую актуальн. в совр-й дух-й ситуации.

Наиб.клас-й в фил. считается так называемая триадичная модель ч-ка, предполаг. его рассмотр. в единстве таких составляющ., как тело, душа, дух.Изучение телесных проявл. чел-го существа непосредств. заняты конкр. науки: биол., анат., медиц. Фил.же интересует не столько тело само по себе, сколько взаимозавис. тела, души и духа. Выраж. «дух-я жизнь» означало жизнь религ-ю. Дух – это сф. ценностей неутилитарного хар-ра. Это также сф. идеалов. Наиб.полно дух-я жизнь реализ. в сф. дух-й к-ры: искусстве, лит-ре, науке, религ., фил. Понятие души- еще более древнее. Примит. племена склонны были одушевл. не только ч-ка и жив-х, но и всю прир.. Пон-е души сопоставимо с понятием духа, но не тождественно ему. Душ. жизнь – это сфера непосредств-х пережив., впечатл., мыслей.

Осн-е подходы осмысл. пробл. ч-ка в фил.

1. Натурализаторская концепция. Согласно ей ч-к поним. как эл-т прир., подчин-й ее з-ам и не имеющий в своих характ-х ничего сверх того, что было бы невозможно в других прир-х образов-х. Ч-к здесь рассматр. по аналогии с жив.и сам явл. не более чем жив-м. (Ламетри, Дидро, Ницше, Гелен).

2. Экзистенциально-персоналистская концепция (Бердяев, Бубер, Сартр, Камю и другие) понимает его как особое начало в мире, не сводимое к каким-л. внешним з-м, но объяснимое лишь исходя из его индивид-го опыта и судьбы.

3. Рационализаторская и социологизаторская модели предприним. попытку опред. сущность ч-ка через выделение в нем фунд-ных, типолог-х общих черт. Для рационалистической концепции (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.) сущностной особ-тью ч-ка становится наличие у него разума, сознания. Основной пр-п социологизаторской модели наиболее емко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность ч-ка есть совок.всех общ-х отнош.». Чел-кая прир. формир. общ-м и меняется вместе с измен-м истор-ой ситуациии.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 454; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!