Становление и основные черты неклассической философии. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.



Неклассическая философия возникла в рез-те крит-го преодоления наследства философии Нового времени в том виде, как она была предст-на прежде всего в нем. классич. фил.. Классич. фил.ориентировалась на познават. возм-ти разума, прогресс науки и техники, идеалы свободы, равенства и братства.

1-ми представит. некласс. фил. были О. Конт(позитивизм); С. Кьеркегор (экзистенциализм); К. Маркс и Ф. Энгельс (истор. и диалектич. матер-м); А. Шопенгауэр и Ф. Ниц­ше (современн. иррационализм); 3. Фрейд (бессознат .).

Пр-пы европ. иррационализма разраб. Артур Шопенгауэр (1788—1860) в труде «Мир как воля и пред­ставление» (1818). Мир, согласно учению Шопенгауэра, есть воля и представление.

Воля — это абсолютное начало всякого бытия. Человек является рабом воли. Воля заставляет человека жить, каким бы бессмыс-ым не было его существован.

Шопенгауэр выделял две разновидн. людей, которые перестали быть рабами воли: святые в земной жизни и гении в искусстве. Каждый человек располагает тремя высш. благами жизни — здоровьем, молодостью и свободой. Пока они есть, индивид их не осознает и не ценит, осознает лишь в случае их утраты.

Фридрих Ницше (1844—1900).(представит.иррационализма)

Важнейшие работы Ницше —«Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист», «Воля к власти».

Жизнь особая реальность, сущностью кото­рой является «Воля к власти». Все живое, согласно учению философа, стремится к власти.

Ницше одним из первых выдвинул тезис о нигилизме (отриц. общеприн. ценностей, моральных норм), как таком мировоз­зр. и времени, когда христ-й Бог утрачивает свою значимость для европейской культуры. Тезис о сверхчеловеке — центральный в философии Ницше. Сверх­человек должен заменить умершего христ-го Бога. Ближе все­го к нему тот, кто творит свою жизнь без подсказки, несет ответ­-ть за поступки и собственную жизнь, не перекладывая ее на других, выстраивает себя как свободную автономную личность.

Тезис о необ-ти переоценки всех ценностей. Прежние ценности, связанные с христианским Богом и сферой сверхчувств., вообще утратили свой смысл.

Воля к власти — это воля к торжеству жизни. Это — тайна жизни, первооснова всего сущего. Ницше отвергает христианство как религию, сознательно ослабляющую жизнь и противо­стоящую Воле к власти.

Для Ницше равным образом неприемлемо как утверждаемое хрис­тианством равенство людей перед Богом (жизнь создала людей нерав­ными, поскольку у них разная сила Воли к власти), так и религиозное смирение (что означает опять-таки подавление человеком в себе Воли к власти).


Феномен русской философии. Русская философия XIX – XX вв.

Развитие фил.в России началось с принятием христ-ва, с распростр-ем культ-х и науч-х достижений др. стран. В 19 веке русская фил.достигла своего развития. В 19 веке на первое место выдвиг. соц-пол-е пробл.. Проявляется борьба между западниками и славянофилами. Представители западничества: Радищев, Писарев, Добролюбов, Белинский, Герцен. Представители славянофильства: братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Данилевский, Леонтьев.

Западники считали, что история России - тупиковая линия, т.к. Россия пошла за Византией (т.е по негативному пути развития). Славянофилы считали, что лучшее в России – это итог принятия православия. Славянофилы отвергали западный эгоизм и индивидуализм. Идея соборности: соборность-начало жизни общества, не ущемляющее личностное начало каждого человека. Славянофилы выдвинули идею реформир-я гос-го устр-ва в направлении соблюдения принципов соборности. В 20 веке западничество представлено Н.Бердяевым, а славянофильство – Ильином и Солоневичем. Для рус.фил. хар-н гнесеологический реализм и оптимизм. Развивалась также идея космизма (Соловьев): идея всеединства, идея целостного человека, в котором наряду с рацион-м началом (техническая мысль) присутствует дух-е начало (вера), космос, как творение божье, представляет собой живое единое целое и человек – звено космоса. Выдвигается идея ответств-ти человека за судьбу космоса.

Федоров развивал фил.доброго дела: челов-во должно объединить свои усилия для решения главной проблемы – победы над смертью, которая должна обеспечить вечное сущ-ние и обеспечить воскрешение всех умерших людей.

Философия Вл. Соловьева (1853—1900) впитала в себя основ­ные тенденции русской рел-ой философии XIX века и за­кономерно оказалась ее завершающим синтезом. В славянофиль­ской традиции противостояния западному «рационализму» он на­чинает с критики «отвлеченных начал», выдвигая идеал «свобод­ной теософии», совмещающей эмпиризм, рационализм и мистику.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!