Позитивистская философия: основные этапы и круг проблем.
В центре внимания вопрос о взаимоотношениях науки и фил.
Главный тезис – подлинное, положит-е зн-ние о действит. м. б. получено лишь в виде рез-ов отдельн. спец-х наук и что фил.как самост. наука не имеет право на существ-ие. Формы позитив.:
1. Классический позитивизм. 1я пол.19в. период формирования дисциплин.науки (физики, биологии, химии); представители: О.Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер. Основные идеи: А) подлинное научное («позитивное») знание м.б. получено только спец. науками (естественными), которые основыв. на опыте и его теоретич. осмыслении. Б) фил., чтобы стать научной дисципл., должна перестать решать отвлеченные вопросы и заняться пробл. методологии наук.
О. Конт рассм-т 3 стадии интел-го развития чел-ва: теол-ю (фиктивную), метафиз-ю (абстрактную) и позит-ю (научную). Идеалом признается описат-я модель научного знания «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать» (О.Конт).
2. Эмпириокритицизм (от греч.критика опыта) – конец 19–нач.20вв. Представители Р.Авенариус и Э.Мах полагали, что научное знание возможно как рез-т синтеза физ-го и псих-го опыта. Цель физ-го знания – установление завис-ти между чувств-ми переживаниями. Познание обекта зависит от субъект-х установок самого ученого, понятия, з-ны – продукты ума познающего субъекта, позволяющие упорядочить его эмпир-е зн-я.
3. Неопозитивизм 20-е гг. 20в., представлен двумя вариантами: логич-м позит-м (М.Шлик, Р.Карнап) и лингвист-м позит-м (Л.Витгенштейн, Дж. Мур). Неопозит. ориентирован на изучение формально-лог-й стр-ры научного зн-я и логический анализ языка науки. Основные пр-пы лог-го позитив.: только те предлож. имеют смысл, которые допускают опытную проверку; теоретич. предлож. в эмпирических науках должны допускать сведение к предлож. физики, поскольку она есть основа всех эксперимент-х наук; в основе утверждений науч. теории лежат нек-е соглашения (конвенции), выбор которых осущ-ся с критериями полезности, удобства, простоты.
|
|
4. Постпозитивизм 60-70е гг. 20в. Переключ. на исследов. реальной истории науки. Основоположники: К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд. Направлен.: изучение динамики научного зн-я; реабилитация метафизики как эвристичекого средства научного поиска; исследование социокул-х факторов развития и функционир. науч. зн-я.
Проблема человека в философии экзистенциализма.
Экзистенциализм,20 век (от латинскогоexistentia — существование). Это иррационалистическая фил., основной интерес рассматр-го течения сосред-н на конкр-м ч-ке с его каждодневными заботами, печалями, горестями, переживаниями. Родина экзистенциализма Германия и Франция. Ясперс, Хайдеггер «Бытие и время», Камю «Посторонний», Ж. Поль Сартр «Бытие».
|
|
Творцы экзистенц. видят в качестве сферы фил-го интереса такие пробл., кот-е вытекают из самого факта существ-я ч-ка: конечность существ-я, его движение к небытию, смерть, постоянный страх перед смертью.
С точки зрения экзистенц-в предм. фил.выступает бытие. Фил.экзистенц-ма интересует в первую очередь переживание чел-го существ-я.
Понятие страха одно из важнейших в экзистенц-ме. Пребывая в состоянии страха, ч-к оказыв-ся наедине со своим существ-ем и обнаруживает ничто.
Хайдеггер полагал, что страх, атакже забота, тревога являются априорными формами чел-ой личн., составл-ми субъект-е бытие ч-ка, названное им «бытием-в-мире».
Специф-м моментом экзистенц-ма Ясперса прежде всего выступает его учение о «пограничных ситуациях». В «пограничных сит-х» ч-к обнаруживает враждебность и жесткость окруж-го мира и освобождается от всякого рода идеальных интересов и научных представлений о действ-ти. Он обнаруж. мир своего глубокого личн. существ-я; происходит «озарение экзистенции», «осознание души».
Для Сартра бытие распадается на две формы: «бытие-в-себе» и «бытие-для-себя». Первая форма охватывает мир вещей - неоформленный, грубый, независящий от ч-ка, вторая — собственно человеч. реальность. Мир «бытия-в-себе» хаотичен, «непроницаем» для самого себя, для всякого сознания. Мир «бытия-для-себя», наоборот, внутренне противоречив, он существует лишь в качестве отрицания «бытия-в-себе».
|
|
Важное место в экзистенц. занимает иррационал-кое понимание свободы. Она состоит в поисках самого себя, точнее, в выборе самого себя. Единств.подлинно фил-е опред. свободы — это то, что она есть автономия выбора. В то же время свобода неотрывна от ответст-ти. Будучи свободным, человек ответственен за мир и за самого себя, и это способ его бытия.
Свобода проявляется в 2х ракурсах:
1. Негативная свобода («свобода от»), свобода бунта, направл-го против сферы сущего, заставляющей ч-ка быть таким, как все, соглашаться с общ-м мнением.
2. Позитивная свобода («свобода для»), ч-к выбирает себя, мир, в котором существует, при этом он несет ответств-ть за сделанный выбор.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 330; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!