Особенности философской мысли эпохи Возрождения.



Ф-я Возр-я дел-ся на 2 периода: начальная (антропологическая) и зрелая (онтологическая и соц-пол-я). Антрополог.учения (сер. 14-сер. 16)-ч-к рассматривается как центр мирозд-я; Данте, Петрарка, М. Монтель; пр-п гуман-ма (ч-к высш. ценность); ценность ч-ка опред-ся не происх-ем и соц-ой принадл-стью, а лич-ми заслугами; антиклерианские взгляда (т.е. воззрения напр-ные против притяз-ий церкви и дух-ва на госп-во в общ-ве). Онтологические учения (вт. п. 15-н. 17)-Л. да Винчи: любые зн-я приобр-тся с опытом, но дост-сть рез-там опыта может придать лишь теория; Н. Коперник: земля не явл-ся непод-ным центром мира, а вращ-ся вокруг свое оси и солнца, кот-е нах-ся в центре; Н. Кузанский: бог есть абсолют, он не явл-ся чем-то наход-ся вне мира, а преб-ет в ед-ве с ним; Дж. Бруно: центром всел-ой не м. б. ни земля не солнце, т.к. сущ-ет много миров. Соц-пол-е учения- Н. Макиавелли «Государь»; правитель д. соед-ть в себе черты льва и лис.: лис. чтобы избеж. капкан., льва чтобы сокруш. прот-ка в бою; если госуд. хочет сохр-ть вл., он д. приоб-ть умение отст-ть от добра и польз-ться этим ум-ем.

 

Западноевропейская философия XVII века. Эмпиризм и рационализм.

XVII век – это век научного естествознания и научных открытий. Наука приобретает все более практическую значимость и ценность. На первый план выдвигается гносеология и методология исследования природы. Философия активно участвовала в развитии новой науки. Творчество Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница и других философов XVII в. способствовало развитию естествознания. Оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) — направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент. Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Родоначальником эмпиризма был Фрэнсис Бэкон («Знание — сила»), предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и индуктивный метод, позволяющий анализировать и объяснять опытные данные. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Разум лежит в основе теоретических наук или философии в широком смысле слова. Идолами Ф. Бэкон называет заблуждения разума, искажающие познание: «призраки рода» - «вскормлены самой человеческой природой», являются следствием несовершенства органов чувств, которые неизбежно обманывают, однако они же и указывают на свои ошибки; «призраки пещеры» — происходит не от природы, а от воспитания и бесед с другими; «призраки рынка» — проистекает из особенностей социальной жизни человека, от ложной мудрости, от привычки пользоваться в суждениях о мире расхожими представлениями и мнениями; «призраки театра» — связан со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения. Очистив разум от призраков, следует выбрать метод познания. Для Ф. Бэкона правильный метод — наилучшее руководство на пути к будущим открытиям и изобретениям, кратчайший путь к истине. Хар-т мет.науч. познания как пути паука (выводит истину из разума, что ведет к заблуждению), муравья (умение собирать факты, но не умение их обобщать) и пчелы (умственная переработка данных и выработка новых идей)

Особенности рационализма XVII в. связаны с ориентацией на математику как идеал научного знания, источником и критерием истины не может быть опыт, поскольку чувственный опыт ненадежен, неустойчив, переменчив. Рационалисты считали, что, подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им.

Рационализму XVII в. была присуща вера во всесилие разума и в его возможности достижения абсолютной истины, т. е. такого знания, которое обладает всеобщим и обязательным характером. Западноевропейский рационализм берет свое начало в философии французского ученого и философа Рене Декарта (1596 — 1650), с которого закладываются основы дедуктивно-рационалистического метода познания. В основании человеческого знания лежит философия, или метафизика, как было принято именовать философию в те времена. Для Р. Декарта очевидно, что истинность исходных положений метафизики будет гарантировать истинность человеческих знаний вообще. Несомненным является только одно положение: «Coqitoergosum» — «Мыслю, следовательно, существую», — поскольку акт сомнения в нем означает и акт мышления, и акт существования.

Философия Р. Декарта получила название дуалистической, так как в ней постулируется существование двух субстанций материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением, и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяженностью.

Р. Декарт сформулировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины».

· 1 правило: принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению.

· 2 правило: каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило анализа).

· 3 правило: в познании идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза).

· 4 правило требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого, чтобы быть уверенным в том, что ничто не пропущено.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!