Становление и основные школы древнеиндийской философии.



Мировоззрение, его структура и исторические типы. Соотношение мифологии, религии и философии.

Мировоззрение- общее понимание чел-м окруж. мира и своего места в нем, его отношение к окр. дейст-сти и самому себе. Структура: знания, ценности, убеждения. Исторические типы: мифология, религия, философия. Мифология - формируется на ранних стадиях развития об-ва и пред-ет собой первую попытку чел-а объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окр. мире. Мифология (греч. nrythos - повествование, сказание)-фант-ое отражение дейст-сти в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного чел-а мифические существа - боги, духи, герои - наделены чел-ими чертами, они совершают чел-ие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей.

Религиозное М. сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего об-ва. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением дейс-сти, рел-ное М. отличается от мифологии верой в сущ-ие сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное — основа религиозного М..

Качественно новым типом является философское М.. От миф-гии и рел-ии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, об-ве, ч-ке становятся предметом теор-ого рассмотрения и логического анализа. В особый тип следует выделить обыденное, или эмпирическое М., являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное М. служит ориентиром в повседневной деят-сти.

 

Генезис философского мировоззрения и его особенности.

Возникновение фил. относится к середине I тыс. до н. э. когда в Др.мире – Китае, Индии и Греции – шел процесс становления великих цивилизаций.

Первые философские учения появились в наиболее развитых государствах Древнего Востока и Эллады в VI – V вв. до н. э., а именно в Индии, Китае и Греции. В древних государствах Ближнего Востока (Вавилонии, Сирии, Финикии, Иудеи, Египте) также сложились культурные предпосылки возникновения философии, но эта возможность не была реализована из-за нашествия персов.

Существует несколько подходов к объяснению генезиса философии. Различным образом интерпретируется этот процесс в мифогенной и гносеогенной концепциях. Согласно первой, философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму.Гносеогенная концепция рассматривает философию как результат становления протонаучного знания. Философия создает единую модель объяснения мира, используя наработанные в протонауке понятийный аппарат и приемы абстрактного мышления.

Философия наследует от мифологии мировоззренческую, ценностную проблематику (вопросы о смысле жизни, поиск идеалов общественного устройства и т.д.). Она опирается при этом на выработанные в протонауке рациональные знания. Но главное – становление философии означало содержательный переворот в картине мира и системе ценностей древних цивилизаций. Она явилась исторически первой формой теоретического познания действительности, благодаря которой человечество, опираясь на собственный разум, научилось критически относиться к традиции и собственному положению в мире, целенаправленно совершенствовать свою деятельность, нравственность и социальную жизнь.

Предпосылки генезиса философии были связаны с радикальными изменениями в экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира. Расцвет земледелия и ремесла, торговли и мореплавания способствовал утверждению товарно-денежного обмена в экономике.

Философия, предполагающая плюрализм мировоззренческих позиций и их обоснованность, была востребована исторической ситуацией.

 

Предмет, структура и социокультурные функции философии.

Предмет ф.- наиболее общие законы развития и формы бытия природной, соц. и дух.реальности, особ-сти их воспроизведения в сознании ч-ка. Т. обр., главную особенность ф. в предметном плане сост-ет дух-ое воспр-ие мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках др. форм общест-ого сознания.Струтктура философии вкл-ет онтологию-учение о бытии, гносеологию-учение о познании, аксиологию - учение о ценностях, социальную ф.(об обществе) и ф. истории(о возникновении и развитии фил-го знания), а также фил-кую антропологию - учение о ч-ке, этику (о морали), эстетику(о прекрасном). Социальная ф. - раздел фил-ого знания, изучающий наиболее общие хар-ки общ-ой жизни.Ф. истории-изучает вопр-ы, связ-ые со смыслом и целью общ-ой истории, с ее движущими причинами.Этика - учение о нравственности. Гл. тема размышлений этической теории - добро и зло.Эстетика — учение о красоте (прекрасном). Гл. предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное.

Функции: 1.мировоззренческая (сумма наиболее общих знаний и взглядов на мир), 2.методологическая (ф. вырабатывает наиб.общие методы исслед. для частных, конкретных наук), 3.ценностная=аксиологическая (помогает ч-ку выбрать ценностные ориентации), 4.критическая, 5. аргументологическая, 6. социальная, 7. гуманистическая.

 

Становление и основные школы древнеиндийской философии.

Древнеинд-ая цив-ция - одна из древнейших на планете. В основе мировоззрения индийской философии лежали Веды (знания). Существовали 4 Веды:Ригведа (собрание гимнов богам, стихов, самая древняя Веда), Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа (собрание заклинаний для магической практики). Каждая Веда состояла из частей:Брахманы (рег-ли жертвенную практику, включали методику совершения ритуалов), Араньяки (тексты для отшельников),Упанишады (фиксируется переход от мифологии к философии), Самхиты. Ортродоксальные школы: Ньяя, Вайшешика, Санхья, Йога, Веданта, Миманса.Все эти системы базировались на Ведах. Сформировались 3 неортодоксальные щколы: Джайнизм, Буддизм, Локаята.С позиции Санхьи цель человека–отделить сознание от материи (путем медитации). Основные категории Веданты: Брахман (духовный абсолют, который вечен, неизменен, из него возникает все видимое многообразие вещей); Атман (жизненное дыхание, действие, внутреннее Я, единое и неразделимое сознание). Тождество Веданты: Брахман есть Атман, Атман есть Брахман; т.е. все в мире едино. Джайнизма - был Махавира, который жил в 4 веке до н.э. Цель джайнизма – освобождение души от негативных эффектов, вызванных неправильными действиями, мыслями и речами. Всё живое, каждая вещь обладают душой. Буддизм.(Будда (пробужденный)). В основе буддизма лежат 4 благородные истины: Жизнь есть страданье, Есть причины страданий, Есть путь избавления от страданий, Есть путь уничтожения страданий.

Локаята относится к разряду настика, то есть учения, отрицающего авторитет Вед. По учению локаяты, вселенная и все сущее произошло естественным путем, без вмешательства потусторонних сил. Есть 4 элемента: земля, вода, огонь и воздух. Они вечны и являются первоосновой всего сущего. Локаята считает истинным постигаемое лишь непосредственным восприятием, существующим — только этот мир (лока); единственной реальностью — материю; целью человеческого существования — достижение наслаждения.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!