Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях.



Пробл. познаваемости мира связана с решением вопроса о том, как соотносятся чел-кие зн-я, имеющие всегда субъктивно-органич-ю прир., с объек-м пор-м вещей. В решении этой пробл. выделяют три осн-ые стратегии:

1. Познават-й оптимизм уверен в том, что мир познаваем. Больш. конц. от Платона, Аристотеля и до Маркса, связано с исходными установками ф-и на поиск истины и верой в то, что истина есть. Возм-ть врем-х ошибок или заблужд. не умаляет безграничн. спос-ей разума в познании, ориентир-го на постоян. прирост зн-й и их прогресс.

2. Агностицизм (греч. «а» - отрицание, «гносис» - знание) говорит о непознаваемости мира. Не отрицая истину как таковую, агностики (Д. Юм, И. Кант) огранич. ее сф. чел-ой суб-ти, за пределы которой позн-е не может выйти, а след-но, не может судить об объек-м полож. дел. Д. Юм, абсолютиз. чувств.опыт как источник позн-я, рассматрив. истину лишь как привычный ряд ассоциаций, легко опровергаем. первым же исключ. из общего правила. Согласно И.Канту, объек-й мир сущ-т как мир «вещей-в-себе» и позн-м только в тех границах, которые опред-ны спос-ми разума. В обоих случаях истина никоим образом выступает соотв-ем зн-й действ-ти, поскольку мы можем быть уверены лишь в собств-м опыте, но не в мире, существ-м вне и независим.от нас.

3. Скептицизм выск-т сомнение в познав-ти мира, при этом последов-но проведенный скептицизм в равной степени подвергает сомнению и утвержд-е оего непознав-ти. Кредо античного скепицизма (Пиррон, С.Эмпирик) состояло в «воздержании от суждения», поскольку любому аргументу можно поставить контраргумент, а человеческие знания всегда относительны и зависимы от особенностей вкусов, традиций, авторитетов. Вследствиескептицизм был сопряжен с критицизмом по отношению к любой традиции, претендующей на авторитарность истины. Современный скептицизм (Р.Рорти) делает акцент не столько на критике, сколько на иронии как принципе отношения к любой позиции, включая свою собственную.

Проблема субъекта и объекта познания.

«Все люди от природы стремятся к знанию» - так начинает Аристотель «Метафизику».

Познание –как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из этих этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе развития истории человечества (наука, религия, философия и т.д.).

Познание – это творческая активность человека, направленная на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний.Следовательно, результат познания – есть знания.

Субъект познания – это человек, наделенный сознанием, ценностями, идеалами; для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др).

Реализация этих способностей, собственно и обеспечивает человеку возможность познавать мир.

В роли субъекта познания могут выступать индивид (отдельный человек); социальнаягруппа (коллектив лаборатории, научно-исследовательский институт, академия наук, научное сообщество и т.д.), общество(совокупность ныне живущих людей, осуществляющих познавательные процессы).

Объект познания –это фрагмент реальности, определенная часть мира, на которую направлена познавательная активность человека (например, у естествознания Объект – это природа, в обществознании – общество).

Предмет познания – это конкретные аспекты в объекте познания, на которые направлено исследование. (например, человек является объектом изучения и для психологии, и для медицины, социологии, т.е. объектом выступают сами люди и результаты их деятельности, субъектом познания являются тоже люди).

 

Структура и основные характеристики познавательного процесса.

Анализ структуры процесса познания в истории философии обусловил возникновение диллемы эмпиризма и рационализма Новоевропейской философии 17 века.

И тот и другой подход показали свою ограниченность. В действительности, реальный процесс познания представляет собой единство двух сторон: чувственной и рациональной.

Итак, процесс познания протекает в различных чувственных и рациональных формах.

Кроме того, можно выделить еще одну форму познания – иррациональную (интуиция, озарение и т.д.).

Чувственные формы познания:

1. Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, явлений, процессов при их непосредственном воздействии на органы чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, осязательные, температурные, вкусовые, болевые и др. Ощущения – это исходный пункт познавательного процесса.

2. Восприятие– это отражение целостного образа предмета, непосредственно данного в живом созерцании в совокупности всех сторон и связей, синтез данных отдельных ощущений. Восприятие связано с активным обнаружением, различением и синтезом свойств и сторон предметов с помощью, например, рук, глаз и т.д.

3. Представление– это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств раньше, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относят образы памяти (то, что мы наблюдали ранее), образы воображения (русалка, Кентавр, атом) и др. Здесь уже нет непосредственной связи с реальным объектом.

 Рациональные формы познания

Процесс отражения в рациональных формах по-другому называется мышлением.

Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных закономерных связей действительности и их выражение в системе абстракций (понятий). Формы мышления (или логические формы) – способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения, умозаключения.

1. Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (диффинициях). Понятие выражаются в языковой форме – 1) в виде отдельных слов, терминов (атом, водород) или 2) в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов. В отличие от ощущений, восприятий, представлений, понятие глубже отражает мир. Понятие как и сам мир изменчивы, они обогащаются и преобразуются в ходе исторической практики человека.

2. Суждение – есть мысль, в которой о каком - нибудь предмете или явлении что-либо утверждается или отрицается. Суждения могут быть истинными или ложными. Понятия являются исходным материалом для формирования новых суждений.

3. Умозаключение – форма мышления, состоящая в том, что из одного или нескольких суждений выводится новое - третье суждение (вывод).

Чувственное и рациональное является сторонами единого процесса. Рациональное проникает в чувственность, т.е. у человека есть осознание ощущений (это отличие от животного). Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного и формируется на его основе, но и наоборот – чувственное предопределяется рациональным.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1468; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!