Почему уровень политического участия в тоталитарных режимах



Выше, чем в демократиях? Какова специфика политического участия в

тоталитарных режимах?

Политическое участие - вовлеченность граждан в политические отношения. Это любые действия граждан и их объединений, которые позволяют им участвовать в принятии решений властью или влиять на власть.

Высокий уровень участия, политизации и активной мобилизации граждан нужен тоталитарному режиму для того, чтобы достигать политических и коллективных социальных задач. Членство в партии и руководимых ею организациях придает смысл жизни и чувство участия многим людям. Это выделяет тоталитаризм среди других недемократических режимов, в частности, некоторых видов авторитаризма.

Тип политического участия определяется характером политического режима. Об этом в частности писали Хантингтон и Липсет.

Можно выделить по крайней мере 2 вида политического участия:

1) Автономно-добровольное. К нему относится голосование, работа добровольцем в избирательных кампаниях, взаимодействие с политиками. Главное, что решение о политическом участии принимается каждым гражданином сознательно, без принуждения. Такой вид политического участия характерен для демократических стран.

2) Мобилизованное. Достигается путем принуждения или путем манипулирования (с помощью государственной пропаганды). Такой вид политического участия характерен для тоталитарных режимов.

Американские политолог Хуан Линц, которые разработал широко известную типологию политических режимов, подчеркивал, что тоталитарным режимам жизненно необходима мобилизация масс в свою поддержку. Т.о., политическое участие в тоталитаризме и демократиях носит разный характер.

Фактология: в США в среднем голосует только 53% граждан, имеющих право голоса; в Северной Корее — почти 100%. В демократических странах кол-во зарегистрированных членов партий невелико, во всех тоталитарных режимах (нацистская Германия, СССР при Сталине, Катай при Мао, Северная Корея) партии, сросшиеся с гос-вом, насчитывали миллионы членов — всю страну.

Однако сопоставление формальных чисел электоральной активности мало о чем говорит, т.к. типы полит. участия в тоталитарных и демократических странах разные.

Тоталитарным режимам для выполнения своей главной задачи - полного контроля над общ-вом – необходимо мобилизовать, привлечь к себе «массы». Именно массы, а не отдельные личности и не их организации (ни то, ни другое не существует в классических тоталитарных режимах). Коллективистские безликие массы, преданные партии и вождю, являются социальной основой тоталитарных режимов. Авангардом (передовой отряд) этих масс в тоталитарном режиме является массовая партия.

В демократических странах решение о политическом участии всегда принимается на индивидуальном уровне. Значительная часть граждан сознательно принимает решение не участвовать в политике, и для них это не несет никаких последствий. В демократиях нет механизмов, принуждающих граждан к политическому участию. В тоталитаризме участие носит принудительный характер, т.е. люди выступают в поддержку не собственных убеждений, а тех, в которые нужно верить, чтобы сохранить свое место в социуме, преуспеть.

Высокая политическая мобилизация в тоталитарных странах — следствие строгой, хорошо проработанной идеологии, которая дает установку на участие в жизни страны для улучшения этой самой жизни. Идеология и участие масс в политических отношения в тоталитарном государстве используется как основа политики и легитимации правящей группы.

Главное отличие участия в мобилизационном тоталитарном режиме: в любой области и по всем вопросам есть только один возможный его канал — партийный, а главная цель и направление активности людей определяются из центра.

 

Политические институты как «неформальные и формальные правила игры»

Институты понимаются как некие рамки, структурирующие деятельность людей, своего рода «правила игры». Институты - это правила игры, а организации - это игроки. Организацией называется сообщество людей, которое создаётся на основе института. В понятие «организация» входят политические органы и учреждения (политические партии, парламенты, местные органы власти, государственные контролирующие органы), общественные учреждения (религиозные организации, клубы, спортивные ассоциации).

Институты бывают формальными, то есть закрепленными в писаном виде (в реальной жизни формальными институтами являются конституции, гражданский и другие кодексы, законы, постановления, распоряжения и т. д.). Другая группа институтов - неформальные традиции, привычки, стереотипы поведения и другие устойчивые формы взаимодействия между людьми, которые определяются главным образом культурой, психологией и идеологией данного общества.

Неформальные правила, подобно правилам формальным, ограничивают поведение людей. Чем правила неформальные отличаются от формальных правил?

Можно рассматривать в качестве формальных те правила, нарушение которых влечет за собой серьёзные санкции, например, наказание в виде тюремного заключения. Подобный подход к определению неформальных правил предполагает, что государство не является необходимой предпосылкой для их существования. Неформальные правила, согласно этому подходу, не накладывают жестких ограничений на действия людей, они лишь облегчают жизнь в обществе. За нарушение неформальных правил следует не строгое наказание, а, в худшем случае, неодобрение общества. Неформальные правила являются, в соответствии с этим подходом, обязательными только в моральном смысле или с точки зрения приличий.

В соответствии с другим подходом различие между формальными и неформальными правилами определяется не строгостью наказания, а тем, кто устанавливает правила и осуществляет принуждение к их исполнению. В основе этого подхода лежит проведенное Ф. Хайеком (1899 -1992гг., австрийский экономист и философ, лауреат Нобелевской премии по экономике) противопоставление «порядка, основанного на законе» (legal order) и «самопроизвольного порядка» (spontaneous order). «Порядок, основанный на законе» возникает, когда государство устанавливает законы и наказывает тех, кто их нарушает. «Самопроизвольный порядок» устанавливается, когда люди вовлекаются в устойчивые модели поведения, поскольку никто из них не может выиграть, отклоняясь от этих моделей поведения, даже если нет эффективных правовых механизмов сдерживания. Подобного подхода придерживаются ученые-представители «нового институционализма». Они определяют формальные правила, как правила, записанные в официальном источнике, за выполнением которых следит специально выделенная группа людей (судебная система, полиция, репрессивный аппарат). Наличие принуждения со стороны государства - это характерная черта формальных правил. В отличие от них, неформальные правила не закрепляются ни в одном официальном источнике, и их исполнение гарантируется не угрозой законодательных санкций, как в случае с правилами формальными, и за их исполнением следят не специалисты, а все члены общества. Поэтому в первобытных обществах, не знавших государства, поведение людей регулировалось правилами неформальными. Формальные правила возникают с появлением государства. При этом подходе строгость наказания не имеет определяющего значения. Наказание может быть строгим как за нарушение формальных, так и за нарушение неформальных правил, действующих в обществе.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!