Современная реалистическая теория права (Френк, Левеллен)
Основоположником реалистической школы считают Иеринга
Самостоятельной её считают не все. Некоторые считают 2-м направлением социологической школы права. В самом стане сторонников реалистической школы выделяются крайние (Олифэн) и умеренные (Гвейлен, Пунк). Радикалы хорошо отражают суть (препод считает так).
Теория была создана в 19 веке Иеренгом, в 20-м появилась современная реалистическая школа. Суть:
1. Право находится в постоянном движении Оно создаётся только судом или административными работниками;
2. Право – это не самоцель, а средство для достижения социальных целей;
3. С точки зрения реалистов общество развивается значительно быстрее права, поэтому наблюдается сложность процессов приспособления права к изменениям социальной системы.
К Ллевеллин противопоставлял «бумажные нормы (нормы должного поведения, выраженные в законах) праву в жизни, или «реальному праву». Реалисты отождествляли право с конкретной практикой судей и администраторов. Правовые нормы – лишь предсказание того, что должны делать суды. Действия относящиеся к решению спора – сфера права, и люди, осуществляющие эту деятельность – официальные выразители права. То, что они решают по спору – есть само право.
Джером Фрэнк: книга «Суд перед судом»: «Право – то, что какой-либо суд где-нибудь и когда-нибудь решит в специальном разбирательстве относительно конкретных прав данного человека». Право – совокупность конкретных судебных решений, которые определяют право субъектов конкретных правоотношений.
|
|
Левеллен: не только судебные решения, но и административные акты. Фрэнк: абсолютной истины нет. В области права в некоторой степени возможны вероятности и достоверности.
Возрождённая современная школа естественного права
Первые идеи естественного права возникли ещё в античности, где доминирующее положение - действие законов природы. В 17 в. – классическая естественная школа (Гуго Гораций, Спиноза, Монтескье, Руссо). Суть: естественное право – требование человеческого разума. Ему должно соответствовать положительное право (право от государства).
В познавательном плане современные теории естественного права опираются на различные теории и направления. Обычно выделяют:
- неотомистское (естеств. права выводятся из божественного порядка)
- экзистенциальное (естеств права возникают из существ-я человека)
- феноменологическое (ест. права вытекают из правовых субстанций и ценностей. Объект познания – явления и отрицающие познание сущности).
- герменевтическое ( - разъяснение, толкование; искусство толкования текстов, учений)
|
|
- неогегельянство ( ест.права -- из объективной идеи права)
Всем направлениям характерно общее: естественное право – это общечеловеческие ценности, и именно они, их реализация, воспроизводство. Им должно соответствовать право положительное. Но сам набор ценностей у каждого из направлений неодинаков. Не все естественные направления признают естественное право неизменным – некоторые (экзистенциолистическое, герменевтическое) считают, что право изменяется по мере изменения условий.
Неотомистское направление. (Ж.Маритен, Ж. Дабен, В. Катрайн). Бог является первоисточником всего бытия. С этой точки зрения государство и право являются результатом божественного творения.
Под естественным правом неотомисты понимают совокупность общих абстрактных принципов: свободы, справедливости, уважение властей, общее благо и др. Одним из сторонников был Де Белль: гражданские законы, противоречащие естественному праву – плохие законы.
Феноменологическое направление. (Гуссарль, Вельцель, Райнах). Естественное право – это «эйдосы», то есть образы, чистые сущности, идеальные юридической формы. Оно являет собой специфический аналог естественного права. Эйдотическое право предшествует коллективному, законодательному праву. Правовые эйдосы объективны и должны воплощаться в законодательстве. Ральнах: «Правовые образы (притязание, обязательство, собственность) имеют бытие такое же, как числа, деревья, дома». Позитивное право может воспринять или уклониться от эйдосов, но не колеблет их самобытности.
|
|
На основе эйдотического права возникает эмпирическое право, как действующий в данное время нормативный порядок правовых постулатов. Эйдотическое право возникает из природы вещей и непосредственно определяет содержание эмпирического права.
Экзистенциализм. (Фехнер, Кон, Майхофер). Позитивное право является искусственным. Свою жизненную силу оно черпает в экзистенции (реальном существовании) человека. Взаимосвязь между экзистенцией как основой права и обыденным бытием выражается в беспрерывной серии конкретных жизненных ситуаций, особо важное место в которых занимают «пограничные ситуации». В этих ситуациях происходит воздействие экзистенции на позитивное право. Естественное право изменяется в зависимости от ситуации при взаимодействии экзистенции и среды. Естественное право – живое право с постоянно содержанием, находящемся в постоянном становлении, субъективное по происхождению, объективное по целям. Право – беспрерывная цепь отдельных правовых ситуаций, правовых случаев, которые не могут быть выражены в сухой и застывшей норме. Ситуация индивидуальна и неповторима, следовательно правовые ситуации не подчиняются нормированию.
|
|
Герменевтическое направление. (Кауфман, Хассемер) Герменевтика – учение о криницах толкования, устоях, интерпретации текстов.
Сторонники этого направления выступают против абсолютного, неподвижного естественного права. Естественное право – это исторически развивающееся «справедливое для данного времени право». То есть естественное право вытекает из справедливости, которая предполагает формальное равенство людей, их безопасность, отсутствие произвола и т.д. Идеи права и справедливости – процесс, в котором создаются позитивные правовые нормы. Это право формально-позитивное, значимое только для определённого отрезка времени. В этом процессе возникает и действует жизненное положение вещей. Правопонимание – ключевая категория в герменевтической теории. Это не только позитивное право, а процесс, в ходе которого на основе живого исторического языка происходит становление конкретного исторического права. Право – продукт герменевтического процесса его понимания, которое конкурирует с жизнью.
Социологическая школа права
Наибольшее распространение социологическая юриспруденция получила в США. Её представитель Роско Паунд (1870-1964) – профессор Гарвардского университета. Труд – «Юриспруденция». Паунд видел задачу социологии права в том, чтобы объяснить возникновение, развитие, эффективность права в его взаимосвязи с другими общественными явлениями. Отсюда широкое использование им в теории права этики, истории, психологии. Социологию права Паунд определял как изучение юр. системы функционально, в свете преследуемых ею социальных целей. А право – это высший вид социального контроля для согласования компромисса интересов в обществе. Право есть режим упорядочения человеческих взаимоотношений, приведения в порядок поведения в согласии с совокупностью правил, надлежаще установленных. Паунд выделил три стороны в понятии права:
1. Право как правопорядок, т.е. режим упорядоченных отношений между людьми посредством систематического применения силы политически организованного сообщества;
2. Право как совокупность юридических предписаний, т.е. правил, норм в данном политически организованном обществе;
3. Право как судебный и административный процесс. Право – не только нормы, но и правовые отношения, а также процедуры.
В этих 3-х сторонах на 1-й план выступает право как правопорядок. Он не отрицает нормативного характера права, но считает, что право – не только государственное предписание, нормы, но и их реализация, т.е. их претворение в жизнь, это правовые отношения.
Право как режим, правопорядок зиждется на философии прагматизма – сводится к защите интересов дела, оно заслуживает защиту интересов, т.к. полезно всему обществу (интересам собственности).
Основное звено социологической школы права – противопоставление права в законе праву в действии, динамическому правопорядку. Право призвано обеспечить полную безопасность человека. Основная структура, обеспечивающая реализацию права – суды.
Теория элит
Основателями теории были итальянские политологи Г.Моска, и В. Парето. Парето исходит из ценностного подхода к пониманию элиты. Элиту он определял как группу людей, занимающих высокое положение соответственно степени своего влияния. Принадлежность к элите зависит от особых качеств, которыми в незаурядной степени обладают некоторые лица и которые обеспечивают им власть. Элиты, считал Паретто имеют тенденцию к упадку из-за внутренней замкнутости элиты. На смену старой элите приходит новая элита. Революции, перевороты – это и есть смена элит. В своём труде «Подъём и падение элит» Парето писал, что вся человеческая история – это история постоянной смены элит, одни возвышались, другие приходили в упадок.
Г. Москаобращал внимание на роль меньшинства, которое управляет большинством. Ни аристократическая тенденция, ни демократическая, с точки зрения Моски не дают власть большинству. Власть от меньшинства всегда переходит к меньшинства!!! Отличие лишь в том, что аристократический правящий класс пополняется людьми из замкнутого социального круга. Выборы в условиях демократии Моска трактовал как путь к обновлению элиты, а не как форму контроля масс над руководителями. Меньшинство отличается от масс присущими ему особыми качествами. Но! Меньшинство управляет большинством только потому, что оно лучше организовано.
Каждое государство, общество можно разделить на 2 страты, слоя:
· высшая (правящая, элита). Делится на подгруппы: правящая элита и неправящая элита.
· управляемые (нет подгрупп).
Элита и массы, управляющие и управляемые, меньшинство и большинство. У меньшинства 2 разновидности приёмов управления: сила (элита львов) и хитрость (элита лис). История общества – большей частью история преемственности аристократий. Правление элиты львов – правление радикальных меньшинств в условиях сильной бюрократизации деятельности. Западная Европа управляется семейством лис. Проблематика организации общества должна решаться не демократиями, а научными исследованиями.
Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 693; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!