Политико-правовые взгляды радикалов (Белинский, Чернышевский, Герцен)



Одним из первых русских революционных демократов был В.Г. Белинский (1811 – 1848). Его работа – «Письмо к Гоголю», где острейшей критике подвергалось самодержавие и крепостничество. Белинский полагал, что если самодержавие не ликвидирует крепостное право, то этот вопрос решится сам собою, но способом в 1000 раз более неприятным для русского дворянства. Новое общество, считал Белинский, может возникнуть только в результате «насильственного переворота».

Важное значение для распространения в России идей революционного демократизма имела деятельность А.И. Герцена (1812-1870). Он иммигрировал за границу и там издавал русскую революционную прессу. Происхождение государства Герцен объяснял в духе договорной теории и выводил её из необходимости сохранить общественную безопасность. В государстве он видел форму без определённого содержания. Поэтому после победы революции государство должно исчезнуть. Но! Допускал существование республики и всячески отвергал монархию. Герцен неустанно боролся против русского самодержавия, был противником капитализма и сторонником социалистических идей.

В учении Н.Г.Чернышевского о государстве и праве большое место занимала проблема их происхождения. Первоначально, считал он, существовала общинная собственность на землю и господствовала племенная организация. С возникновением земледелия появляется частная собственность, кот вытесняет общинную. Изменение формы собственности приводит к возникновению гос-ва. Возникновение права Чернышевский видит в необходимости регулирования отношений между людьми, в установлении правил для гос. устройства. Постепенно с течением времени, после свершения революции отпадёт необходимость в государственной власти. Критиковал буржуазную демократию, называл английский парламентаризм комедией. Формой нового гос-ва должна быть республика. Т.о. специфика социалистов:

· сторонники осуществления революции в отличие от западных социалистов, которые уповали на просвещение. Герцен: насильственное революционное свержение существующего экономического и политического строя. Надежда социалистов на сельскую общину как зародыш будущего общества.

· формой власти, которая должна быть установлена в результате революции крестьян вместе с рабочими – республика как форма государства. На западе – власть абсолютного монарха. Следовательно социалисты выступали за проведение реформ.

Утилитаристская концепция И. Бентама

Основная идея – принцип утилитаризма – пользы. Человек находится под властью удовольствий и страданий. Цель всякого разумного существа – получить для себя как можно больше счастья. Все побуждения человека сводятся к одному – личному интересу, наибольшему счастью, пользе. Самые порочные и самые добродетельные имеют одинаковые мотивы действия. Все хотят увеличить сумму своего счастья. Главная задача законодателя – указать человеку, в чём состоит для него наибольшая польза.

Справедливое общество – такое общество, которое обеспечивает возможно большее счастье возможно большему числу людей. Законодатель должен взвесить все удовлетворения и страдания, которые получатся от издания закона. Он должен принять во внимание, что само издание закона уже есть какое-то зло, ибо великий закон стесняет в какой-то мере свободу индивида. Законодатель должен в своей деятельности ограничиться заботой о безопасности граждан, т.е. об охране личности и его собственности. Установление равенства – химера, возможно только уменьшение неравенства.

Законодатель должен действовать в русле справедливости, а принцип справедливости означает, что право должно быть известно всем, а для этого кодификация абсолютно необходима.

Законодатель должен заботиться о частной собственности. При отсутствии её люди питали бы отвращение к труду, прекратилось бы накопление богатства, приостановился бы прогресс. После обеспечения пользы каждого, законодательство должно реализовываться с помощью справедливого правосудия. Чтобы правосудие выполняло свою миссию, не следует жалеть денег: «Дешёвый суд слишком дорого обходится народу». Он критикует просветительство, воззрения представителей естественно-правовой школы, общественный договор (фикция). Существует только положительное право. Он критикует теорию разделения властей, формулу Руссо «закон – выражение общей воли».

И.Б. критикует сохранившиеся в Англии феодальные пережитки. К концу жизни изменил свою позицию в сторону радикализма. Это было вызвано экономическим подъёмом в Англии: он уже за всеобщие, равные, ежегодные выборы в Парламент, выступает за ответственность исполнительной власти перед законодательной, против монархии, аристократии.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 1641; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!