Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича



Юрий Крижанич (1617-1683) продолжает учение Симеона Полоцкого. Хорват по происхождению, долго жил в России. Труды – «Разговоры об владетельству (государстве)». Призывал украинцев добровольно присоединиться к России. Сторонник просвещенной монархии. Предлагал ряд реформ, основанных на естественной школе права.

Он как и Симеон Полоцкий разграничивал 3 формы хорошей власти:

· самодержавие;

· боярские владения;

· общевластие (народо-);

Лучшая форма – самодержавие. Постулаты естественно-правовой доктрины. Самодержавие должно отличаться от тирании (крутого владения). Не королевство для короля, а король для королевства. Тиран – разбойник. Реформы в России должны проводиться с помощью доброго «законоставия». Законодательство подразделяет на хорошее (разумное) и плохое (худое). Плохое устанавливается по незнанию, следовательно надо иметь хотя бы одного, а лучше двух философов. С помощью разумных законов надо реформировать социальный строй: дворянам – свободу, за это честная служба государству; городам – самоуправление; крестьянам – к общим потребам всё давать и работу работать (только повинности) – должны быть готовы к тяготам. По сути был идейным предшественником Петра 1.

Крижанич рассматривает ряд гарантий, с помощью которых возможно предотвратить превращение «совершенного самовладства» в тиранию. Прежде всего, это наличие на троне монарха-философа, затем — принятие и соблюдение хороших законов, соответствующих божественным и «природным» (естественным) установлениям, ибо «благие законы лучше всего противостоят жажде власти», и, наконец, регламентация положения всех сословий и чинов в государстве, согласно которой для каждого сословия будут определены обязанности в отношении ко всему обществу.

Благополучие страны — первая и главная забота правителя. Прежде всего, необходимо позаботиться о развитии промыслов и упорядочении торговли.

Но главной и основной гарантией против тирании является наличие в государстве хороших законов и контроль за их исполнением. Если в государстве действуют хорошие законы, а сословия и чины знают свои права и обязанности, то «все подвластные довольны и чужеземцы хотят прийти в эту страну», а где «законы жестокие, там свои подданные жаждут перемены правления и часто изменяют, если могут... Каковы законы — таков и порядок вещей в государстве». Грабительские законы всегда и везде порождают непорядки.

Счастье подданных достигается тогда, когда имущество народа будет охраняться законом и судом, безопасность ратной силой, а мудрое правление обеспечит людям изобилие и дешевизну.

Справедливость у Крижанича тождественна закону: «закон получил наименование от справедливости». К деятельности законодателя Крижанич предъявляет серьезные требования. Для составления новых законов недостаточно знать все законы и обычаи своей страны, а необходимо также изучить законы «долговременных государств» (например, законы курга в древности и современные законы французских королей) и позаимствовать их опыт.

 

Идеология просвещённого абсолютизма в учении Симеона Полоцкого

Политико-правовые мысли были обусловлены процессом перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной. Обоснование необходимости просвещённого абсолютизма произвёл Симеон Полоцкий (1629-1680).

Он родился в Полоцке, окончил Киево-Могилёвскую Академию, постригся в монахи в полоцкий богоявленский монастырь. С 1664г. в Москве руководит школой подьячих, преподаёт 7 свободных наук. Конец 60-х – учитель царских детей, придворный поэт. Труды – «Жезл правления».

С.П. сторонник западной культуры, образованности. Свои позиции излагает с позиций естественной правовой доктрины. Главное назначение человека – выполнять свой долг, предназначенный судьбой. Судьба, предопределена богом, в обществе существует неравенство, с этим надо смириться. Он призывал богатых заботиться о своих подначальных, не доводить до скудости, управлять разумом и кротостью, а не наложением зла. Критикует праздность, лень, пьянство, подчёркивает обязательность труда.

С.П. один из 1-ых в истории правовой мысли в России теоретически обосновал необходимость установления просвещённой монархии. Предлагать принимать меры по возвышению авторитета царя, сравнивая его с солнцем. Формула «царь-солнце» – атрибут абсолютной монархии. Царь и бог – равные величины. Царь и государство отождествляются. Царь должен быть образованным, стремиться к знаниям из книг и бесед с премудрыми людьми. Полезно читать книги по истории, усваивать опыт других стран, необходимо просвещать и свой народ. Возвышая авторитет царя, проводит различие между царём и тираном: «Тиран хочет себе всё, а царь заботится о ком-то».

Просвещённая монархия – государство, деятельность которого основывается только на законах. Все люди должны бояться и подчиняться законам. Это подкрепляется государством. Закон это правда. Царь обязан утверждать правду и совершать суд в образ правды. Жестокие наказания недопустимы в процессе судебной деятельности. Задача суда – восстановить правду, а не совершать месть. С.П. за равный суд для всех. Организация судебных учреждений единообразна, д.б. без волокиты. Он приветствует присоединение РБ к России – надежда на освобождение всех славян от ига иноверных. Он сторонник мирного разрешения всех внешнеполитических конфликтов. Жить надо в мире, царствовать мудро, вступать в войну только при нападении, побеждённым – милосердие.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!