Учение Т.Пейна о гос-ве и праве



Уроженец Англ и в США прибыл по совету Франклина. Популярнейш публицист в п-д америк войны. Работы: памфлет Здравый смысл, полит-философ очер Права чела, анитцерковный памфлет Век разума.

Памфлет «Здравый смысл» - от имени америк патриота защищает идею республ самоуправления штатов и нападает на монархич идеи.

Один из 1х проводит четкое различие м/д общ-вом и гос-вом – по происхождению, роли и назначению. «Общ-во созд-ся нашими потребностями, а прав-во – нашими пороками: 1-е способств нашему счастью, объединяя наши благие порывы, 2-е – обуздывает наши пороки, одно поощряет сближение, другое – рознь».

Права чела – некие св-ва соц бытия чела и одновременно п-п правителствен власти. ПЧ деляется на ессные и гражданские, причем одни вытекают из других. Аргумент по проблемам права у Пейна скорее философ-правов с апелляцией к здравому смыслу. Проводит различие м/д правом юристов и з-дательным правом.

В Веке разума призывает к революции сист религ мировосприятия, противопост силу разума библ сказкам.

Церковн иерархия в его понимании – сист для запутивания и порабощения челов-ва, монополизир власти и доходов.

Полагал, что под влиянием револ в Англ и США мнения о сущ-х сист правит власти будет меняться – возможность револ в масштабе Европы.

 

Политико-правовые взгляды Томаса Джефферсона

Томас Джефферсон (1743-1826). Сын плантатора. Он сочетал свою деятельность с познаниями в области философии. С 1790 по 1793 он Госсекретарь США, с 1801 по 1809 – президент. Вместе с Франклином составлял проект Декларации о независимости 1776г.

Его публичные выступления, Декларация, письма английскому монарху отра­жа­ют его взгляды. Основные: «Заметки о штате Вирджиния». В нём – история штата и его государственное устройство. Д. стоял на позициях естественной школы права. Он воспринял её радикальную сторону. Дж. Революционер – каждые 20 лет повторять революции, чтобы зло не множилось.

Он исходил из того, что общественный договор – основа устройства общества, который даёт право всем участникам договора конструировать государственную власть => идея суверенитета народа, равенства граждан и политического равноправия.

Комментируя восстание Шэйнса, Д. говорит о необходимости повторения таких революций, чтобы оросить древо свободы кровью тиранов и патриотов. Он подчёркивает право народа на восстание. Д. выступает за равенство, свободу. Естественные права всегда выше положительного права и законов. Д. выступает за установление демократической республики, чтобы народ участвовал в политической жизни страны. Он против привлечения к управлению страной богачей, против рабства. Он исходит из того, что все должны быть равны в правах, все должностные лица избираться на определённый срок, они должны быть подконтрольны народу.

Д. в письме Мэдисону критикует Конституцию 1787г. за то, что в ней отсутствует Билль о правах. По его инициативе приняты 10 поправок к Конституции, в которых провозглашались права и свободы. Они вступили в силу в 1791 году.

Д. критикует монархию, он вёл борьбу с идеологами крупной буржуазии, которые пытались обосновать деление людей на высших и низших. Он выступал за установление демократической республики, которая была бы всеизлечивающим средством от всех социальных бедствий.

Политико-правовые взгляды Александра Гамильтона

Александр Гамильтон (1757-1804). Он выражал интересы крупной торгово-промышленной буржуазии и плантаторов-рабовладельцев. Выражал взгляды в сборнике, журнале «Федералист».

Он сторонник сильной центральной власти, которая необходима для обуздания трудящихся, народа. Выступал за ограничение их прав. Вслед за Платоном называл народ зверем. Сторонник рабства. Вначале был за установление конституционной монархии, но после того, как это требование не было поддержано на конституционном конвенте, стал настаивать на республике, но с пожизненной президентской властью и неограниченными полномочиями президента. Союз – барьер против внутренних раздоров и восстаний. Позиция сильной президентской власти была воспринята Конституцией США, как и позиция невключения в конституцию Билля о правах. В конституции отразилась и его позиция о 2-х палатном законодательном органе, учреждении Сената (2-ая палата), который должен избираться штатами, должен сдерживать 1-ую палату, должен вмешиваться в деятельность Конгресса в плане защиты интересов крупной буржуазии. Свою позицию обосновывал естественным делением людей на высших и низших, богатых и бедных. Масса бедняков – непостоянна и неразумна. Говорят, что глас народа – глас божий, но это не правильно – народ редко рассуждает => у меньшинства должно быть постоянное место в Правительстве, тогда оно сможет пресечь демократию.

Выступал с идеей независимости судебной власти (отражена в Конституции).

 

Иммануил Кант

В тот период Германия была самой отсталой страной в Западной Европе – ещё преобладал феодализм. Сформировалось 2 направления: либеральное (Кант, Гегель) и историческая школа права;

Иммануил Кант (1724-1804). Всю жизнь посвятил науке. Жил в Кёнингсберге. Он самый плодовитый исследователь-философ. Был влюблён в Руссо. Руссо – создаталь теории народного суверенитета (естественная школа права). Его позиция – позиция умеренная (либерал). Кант – философ, дуалист. Мир двойственен. Он представляет собой «мир сущего» и «мир должного». Человек принадлежит эти 2-м мирам è человек – существо двойственное. В мире сущего действуют объективные законы, =>этот мир познаваем. В этом мире человек не свободен, он вынужден подчиняться естественным законам. Мир должного – там нет закономерностей, человек в нём свободен => поведение непредсказуемо => мир непознаваем. Это мир морали, права, область государства, должного. Т.к. нет закономерностей в этом мире должны действовать императивы – обязательные веления, коим надлежит повиноваться. Они: категорические и гипотетические. Гипотетические – условные веления – такие поступки людей, которые исходят из соображения собственного блага. Категорические – безусловные веления, подчинение которым должно быть безусловным. Эти веления вытекают из чувства долга. Долг – ты должен, а поэтому ты можешь. Категорический императив лежит в основе учения Канта о государстве и праве. Категорический императив проявляется в 3-х аспектах:

1. действуй по такой максиме (правилу), руководствуясь которой, ты в то же время желать, чтобы она стала всеобщим законом - протест против сословного неравенства в Германии;

2. действуй так, чтобы ты никогда не относился к человеку, как в твоём лице, так и всякого другого, только как к средству, но в то же время как к цели; - не д.б. крепостничества

3. действуй по такой максиме, которая в то же время может сделать сама себя всеобщим законом - выражает свою приверженность идее народного суверенитета. Каждый может и должен участвовать в законодательстве (кроме женщин и работников по найму, т.к. они зависимы) .

Сфера деятельности человека обусловлена в мире должного обусловлена этими 3-мя проявлениями. Поступки ради долга моральны. Соблюдение нравственного закона может быть формальным и по внутреннему убеждению. Формальное выполнение долженствования – легальность, т.е. это сфера права, область внешней свободы человека. Внутренняя убеждённость в соблюдении категорического императива – сфера нравственности, внутренней свободы. Законы, по которым устанавливается внешнее поведение, – юридические законы. Это и есть право. К. определяет: право – это совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему закону свободы. К. исходит из того, что право, установленное государством, должно соответствовать естественному праву. Государство – это объединение множества лиц, подчинённых правовым законам. Он первый вводит в научный оборот «правовой закон».

Создание государства – это требование категорического императива; организация государства – результат соглашения в силу которого все и каждый в замен естественной свободы получают свободу в качестве членов государства. Цель государства – торжество идей права. В государстве существует 3 власти: верховная (суверенитет в лице законодателя), исполнительная (власть, основанная на законе, в лице правителя), судебная (признание собственности по закону в лице судьи; основная её задача – защита собственности).

Источник установления законов – ограниченный круг людей. Исполнительная власть всецело подчиняется суверенному правителю. Она назначается магистратами, распоряжается через декреты (распорядительные акты, подчинённые закону).

К. к концу жизни стал обосновывать более прогрессивные идеи, отстаивал взгляды, связанные с обеспечением человечеству благоприятных условий жизни. Работа «К вечному миру» – это самая высокая цель человечества. Будущее человечества – федерация, основанная на устоях естественного права, которая обеспечивает самое важное благо человечества – мир. Самое важное для человечества – достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в нём существует свобода - антагонизм (т.е. различные волеизъявления), и в то же время самое точное определение свободы, только в нём осуществляется развитие всех задатков человека.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!