Политико-правовые идеи Феофана Прокоповича



Феофан Прокопович (1681-1737). Стоял на теократических позициях. Закончил Киевскую духовную академию, учился в Риме, получил сан Архиерея.

Труд – «Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской».

Утверждал, что суверенитет принадлежал в догосударственный период народу, но с образованием государства народ предал суверенитет монарху по божьему внушению. Договор нельзя изменить, нельзя ограничить власть монарха. Бог поставил монарха выше закона – он может изменить и утвердить новый закон. Обосновывает абсолютную власть просвещенного монарха.

Считал, что образованию государства предшествует естественное состояние, которое он изображает как «чёрное да безмерное беззаконий море».Чтобы выйти из этого состояния люди заключают «гражданский союз» и устанавливают верховную власть. Критиковал аристократию (приводит к разногласиям в среде правящих) и демократию (всегда приводит к мятежам и смуте). Лучшим «образом правления» является неограниченная наследств. монархия. Может быть наследственной и выборной. Предпочтение – наследственная, т.к. она более стабильная. Недостаток – власть передается старшему сыну. Если прямой наследник недееспособен, то надо назначать доброго и искусного, независимо от степени родства. Кроме того, Прокопович решительно отвергал притязание церкви на превосходство перед светской властью. Выступал за отмену патриаршества и утверждение Синода. (Синод обеспечит лучшее упр-е церковными делами)

Причина бедствий – невежество людей – выступал за насаждение просвещения в России.

 

Политико-правовые взгляды Ивана Посошкова

Политические и правовые идеи нарождающейся буржуазии получили отражение в трудах Ивана Посошкова (1652-1726). Труд – «О скудости и богатстве».

Укрепление могущества русского государства, упрочение его независимости можно осуществить благодаря развитию отечественной промышленности, внутренней и внешней торговли, путём умножения народного богатства. Основная социальная сила, способная обеспечить это – купечество. Необходимо осуществить реформы с целью примирения дворян, духовенства, купечества и крестьянства. Власть царя рассматривал как власть от бога, она неограничена. Дворяне должны состоять на военной или гражданской службе. Только такая служба является основанием для владения крепостными. Защищая права купечества, Посошков предлагал запретить дворянам владеть фабриками и заводами. Урожай они должны продавать только купцам. Духовенство также не должно торговать и строить заводы т.к право торговать и строить заводы должно принадлежать только купцам. Для крестьян необходимо ограничить повинности, освободить от податей, налоги платить только с земли. Крестьяне принадлежат только царю. Царь должен охранять их интересы, чтобы крестьянин был крестьянином, а не нищим, их богатство – царское. Требовал от них усердия в труде.

Предложил осуществить судебную реформу и реформу управления – необходимо заменить знать людьми простого звания (купцы, крестьяне), необходимо освободить суд от мздоимцев, ликвидировать сословный суд и сделать общий. Предложил избирать судей из всех чинов для подготовки, а после утверждать монарху. Т.о. выражалась позиция нарождавшейся буржуазии.

 

Политико-правовые взгляды Василия Татищева

Татищев В.Н. (1686-1750) – граф, участник Полтавской битвы, один из первых русских историков. Труд – «История российская», подготовил к изданию «Русскую правду», «Судебник» «1650».

Стоит на позициях естественного права. Человек сначала был полностью свободен. Вольность характерна для этого состояния. Человек плохо пользовался этой вольностью => своеволие. Интересы общества требуют ограничения вольности каждого индивида. «На вольность каждого должна быть одета узда неволи для его же пользы». Узда: естественная, договорная, принудительная.

Первая узда означает необходимость подчинения родителям. Обосновывается власть отца над детьми, монарха над подданными. Вторая узда – договорная. Из такого договора происходит неволя холопа или слуги, кот. идут в услужение к другим чтобы прокормится. Третья узда – насильственное лишение воли («кто пленён содержан в рабстве будет») Татищев считал эту узду противоправной. Считал, что в России невозможны ни демократия, ни аристократия. Невозможность демократии вытекает из обширности государства, недопустимость аристократии подтверждается историческим опытом. Был сторонником просвещённой монархии, кот. должна осуществлять реформы с помощью разумных законов: естественных и гражданских. Характерные черты законов: понятность, выражение преемственности по отношению к древним законам и обычаям, не содержат противоречий, выполняются теми людьми, которым направлены. Все, особенно помещики должны знать законы, т.к. они судьи своим крестьянам. Высший судья – монарх.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 412; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!