П.А. Кропоткин и П.Л.Лавров о гос-ве и праве



Видным теоретиком анархизма был Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921). Политическая деятельность Кропоткина началась в самый первый период народничества; после ареста и побега он издавал в эмиграции газеты революционного и анархистского направления ("Бунтарь", "Свобода"). Его политические произведения стали активно издаваться в России и в других странах с начала XX в. В работах "Записки революционера", "Государство, его роль в истории", "Нравственные принципы анархизма", "Современная наука и анархия" и других Кропоткин изложил и обосновал теорию анархо-коммунизма.

Кропоткин писал, что в основе общества лежат всеобщее равенство, солидарность и свобода.

Историч развитие гос-ва он связывал с возник-ем поземельной соб-ти и сремлением сохранить ее в руках одного класса, который становится господствующим.

Государство Кропоткин определял как "общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты".

Согласно теории Кропоткина сущность истории — стремление к личной свободе; этому стремлению враждебно государство, самый смысл которого заключается в "подавлении личности, в уничтожении всякой свободной группировки, всякого свободного творчества, в ненависти ко всякому личному почину и в торжестве одной идеи, которая по необходимости должна быть идеей посредственности...".

Тесная вз/связь м-у г-вом, правосудием и правом. Суд и г-во – необходимые последствия друг друга

Историч миссия г-ва – поддержка эксплуатации и порабощения чела другими челами.

Общественный идеал — общество, где люди равны и объединены в союзы трудящихся. Производство должно основываться на разделении труда. Экономика должна базироваться на товарообмене. К такому обществу можно прийти путем революции, коренного переворота жизни общества. Способ избежать социальной несправедливости — упразднение государственных и правовых институтов. Для защиты своих интересов власти предержащие создают законы. Государство подавляет трудящиеся слои с помощью прямого насилия и законов. Главный порок капиталистического общества — несправедливый обмен результатов труда.

П.Л. Лавров – представитель пропагандистского народнич-ва – руководитель журнала «Вперед», основной з-чей социалистов в России считал сближение с народом для переворота в будущем. Придавал больш значение строгой и усилен личной подготовке социалиста, его умению завоеваь доверие. О моменте готовности народа должно указать наступление самого ист момента. Современ гос-во – 1 из самых сильных врагов соц-ма – такое гос-во не м сотрудничать с рабочим соц-мом!

Вообще Лавров явл-ся автором 1й из ранних версий антиутопии 20 в., к-рая написана в ф диалога и описывает модель гос-ва знающего, где всепроникающ контроль гос вл обеспечивает полиция.

 

Теории институционализма

Основатели М. Ориу и О. Ренар.

Морис Ориу (1856-1929). Труд – «Основы публичного права».

Основное содержание теории: государство – это политический организм, который представляет всю нацию в целом. Государство – режим одновременно и экономический, и политический, и юридический, режим, который овладевает нацией, видоизменяет её, налагает на неё определённую форму, становится средой, в которой существуют индивиды.

Согласно Ореу каждый гражданин занимается своими делами, и тем самым совершает общее дело на благо всего общества. Единственный стимул гражданина – стремление к наживе, инстинкт приобретения.

Для того, чтобы в обществе не возникали конфликты, чтобы общество было стабильным, необходимо поощрение через учреждение институтов. Институт – спокойное, длительное существование какого-либо положения вещей. Это известное постоянство определённой социальной группы, образующее институты (семья, церковь, община, профсоюз и т.д.), в том числе и государство. Все институты делятся на 2 группы:

· институты-корпорации;

· институты-вещи.

Корпорация – институт, обладающий внутренней свободой, позволяющий себе преследовать свои цели и делающийся индивидуальностью. Этот институт обладает определённой автономией. Эти институты возникали давно или совсем недавно. Наиболее устойчивый – государство.

Институты-вещи лишены автономии.

Государство осуществляет свою деятельность на основе права. Право уравновешивает вечную противоположность между личностью и обществом. Нормы права создаются институтами. Процесс создания проходит 3 стадии:

1. возникает направляющая идея института, которая получает выражение в волевых актах правящих лиц. Идея превращается в право дисциплины;

2. становление права. Придание идее силы. Но право дисциплины ещё не право, оно не совершенно, не обладает подлинной юридической природой, т.к. представляет собой лишь субъективное выражение направляющей идеи института;

3. право дисциплина становится подлинным правом. Правовые предписания должны получить одобрение со стороны подданных, граждан в форме их присоединения к действующим нормам. Т.е. нормы санкционируются гражданами, что приводит к длительному, ни чем не нарушаемому существованию. Это уже статутное право, когда к нему присоединяются институты.

Ренар развил положения Ореу.

Институт – всякое длительное существование какого-либо объединения людей. Это некое соединение людей и идей – людской состав меняется, как вода, а идеи остаются.

Государство – один из множества институтов, которые находятся в определённой координации и субординации. Это множество и образует целое, порядок. В установлении этого порядка непосредственную роль играют нормы, которые устанавливаются человеческим поведением, т.о. преобразуются в нормы управления обществом. Право – система институционно оформленных социальных фактов. Право не тождественно позитивному законодательству – «начальной точкой всех моих исследований был протест против обывательской иллюзии, будто право идентично закону».

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 500; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!