Экономическая мысль эпохи феодализма



Экономическая мысль средневековья отражает более высокий уровень развития производительных сил. После распада Западной Римской империи (конец V в.) на территории Западной Европы образовались государства, экономическую основу которых составляла крупная феодальная земельная собственность и внеэкономическое принуждение непосредственных производителей – крестьян, находившихся в личной зависимости от феодала. Историческая прогрессивность феодализма по сравнению с рабовладельческим строем состояла в том, что крестьяне были в большей степени, чем рабы заинтересованы в результатах труда, их труд поэтому был намного эффективнее. В то же время данному способу производства было присуще крайне низкое и рутинное состояние техники.

Классический феодализм создал предпосылки для перехода к капитализму в XIV веке.:

Эпоха феодализма длилась многие столетия: в Китае – свыше 2 тыс. лет, в России около 1 тыс. лет. (с IX в. до 1861 г.), в Англии и Франции – свыше 1 тыс. лет – со времени падения Римской империи (V в.) до английской (XVII в.) и французской (XVIII в.) буржуазных революций.

Экономические взгляды этого периода охватывают многие проблемы, начиная от обоснования законности феодального владения землей, вечности деления общества на классы и кончая вопросами товарно-денежных отношений.

Средневековая культура имела религиозную окраску, науки и искусства развивались преимущественно в рамках церкви

Предмет и метод

Источниками средневековой экономической мысли являются в основном богословские сочинения. Поэтому экономические воззрения авторов непосредственно переплетены с теологией. В них признавалось, что труд должен быть единственным источником средств существования людей. По учению церкви, результатами труда следовало делиться с неимущими. Исходя из положений, сформированных в библии, средневековые авторы осуждали стремление к богатству как недостойное истинного христианина. Понятие «общее благо» является центральным во всех социальных рассуждениях богословов.

Во всех текстах средневековых авторов доминирует нормативный метод исследования. Он проявляется в том, что преобладают оценочные суждения с позиций христианской морали.

Особенностью метода является также двойственный подход к оценке любых явлений: во всех мирских явлениях богословы стремились найти следы как божественного света, так и земной греховности.

Экономические проблемы самого раннего феодального общества нашли отражение в источниках, относящихся к Франкскому королевству. Так, в Салической правде (VI в.) проводится мысль о верховном праве общины на пахотную землю, поля, луга и и т.д. В то же время происходит постепенный процесс обоснования прав нового класса феодалов-помещиков, ставшего у власти. Эти права короли сами закрепляли законодательным путем. Так, во Франции Карлом Великим (742-814 гг,) были составлены «Капитулярии», в Англии сохранилась книга под названием «Флета». Эти труды представляли собой своеобразный новый феодальный «Экономикос».

В эпоху феодализма в руках церкви, монастырей концентрировалось не только большое количество крестьянской и дворянской земли, но и просвещение, и образование примерно до XIII-XIV вв. были монополизированы монастырями. Поэтому теоретическая мысль, в том числе и экономическая, носит в этот период преимущественно теологический и канонический характер (законы церкви назывались канонами). При этом католическая церковь широко использовала труды греческих философов, в особенности Ксенофонта, Платона, Аристотеля.

Канонисты уделяли большое внимание вопросам товарного производства, обмена, денег и ростовщичества.

К наиболее влиятельным мыслителям этой эпохи относятся Августин Блаженный (354 – 430), епископ г. Гиппона (Северная Африка) и Фома Аквинский (1225 – 1274), итальянский епископ – автор обширного сочинения по теологии, суммировавшего канонические взгляды католической церкви.

Основные положения экономических воззрений Фомы Аквинского

1. Богатство. По мнению Ф.Аквинского, богатство не является грехом само по себе. Оно есть власть, которая дается человеку, обладающему богатством. А всякая власть должна вызывать уважение. Другой вопрос – как это богатство используется. Если с его помощью делаются благие дела, то такое богатство заслуживает одобрения.

2. Частная собственность. С точки зрения Ф.Аквинского, человек имеет право на владение прежде всего теми вещами, которые он создал. Человек имеет также право передавать и получать вещи по наследству, т.к. всякий трудится не только ради себя, но и ради семьи и своих потомков.

Необходимость частной собственности Фома Аквинский объяснял греховностью человеческой породы. Он пишет, что человек лучше заботится о том, что принадлежит только ему. Разделение собственности обеспечивает специализацию деятельности, прекращает споры по поводу владения той или иной вещью.

Тем не менее потенциально сохраняется естественное право человека на все, что создано Творцом. Этим правом может пользоваться человек в случае крайней нужды

3.Социальное неравенство. Фома Аквинский выделяет два вида справедливости: при обмене и при распределении. Распределительное право основано на том, что доли при распределении должны соответствовать положению человека в обществе, значимости выполняемых им функций. Поскольку каждое общество иерархично, то и заслуги членов этого общества различны. Справедливость при обмене основана на равенстве обмениваемых товаров. Отсюда вытекает учение о справедливой цене.

4 Справедливая цена. По утверждениям Ф.Аквинского, справедливая цена должна отвечать двум требованиям. Во – первых, она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством «труда и издержек» Во – вторых, «справедливой» является цена, обеспечивающая участникам обмена «пропитание» по их социальному статусу. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику. Другой – церковнослужителю, третий – феодалу и т.д.

В цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку товаров, а также страховка в случае возможных их утрат.

5.Ссудный процент Как и большинство средневековых авторов Ф.Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. Но денежные займы на содержание наемной армии, на государственные нужды допустимы. В этом случае взимание процента – компенсация за риск потери денежной суммы.

Вопреки каноническим правилам о недопустимости взимания процентов монастыри, располагающие немалыми денежными средствами, находили пути обхода этих правил.

Крупнейшим представителем эпохи феодализма в странах Востока был Ибн-Хальдун (1332-1406 гг.). Ему принадлежит теория общественного прогресса, в основу которой положены экономические факторы. В развитии человечества он выделяет три этапа: «дикость», «примитивность» (земледелие, скотоводство) и цивилизация (сельское хозяйство, ремесло, наука и искусство; торговля). Переход к цивилизации обусловлен производством «избыточного продукта», многократно превышающего необходимый. Он обращает внимание на влияние рынка на степень разделения труда, качество производимых товаров, структуру товарного производства. Он отмечает зависимость цены от спроса и предложения товаров; устанавливает, что в процессе приравнивания при обмене товаров происходит приравнивание труда. Ибн Хальдун приходит к мысли, что цена товаров представляет собой денежную форму затраченного на производство товаров труда. Его взгляды сильно отличались от господствующей традиции и были неизвестными вплоть до новейшего времени.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!