Экономическая мысль Древнего Востока



Характеристика эпохи

Первые цивилизации, появившиеся около 3 тыс. лет до н. э. ( Египет, государства Междуречья) , сформировали определенный тип общества, который получил затем преимущественное распространение в странах Азии. Основные средства производства (земля и оросительные системы) принадлежали государству, существовавшему в виде абсолютной монархии.

Основными производителями были свободные крестьяне и ремесленники, объединенные в общины, а также получили развитие рабовладельческие отношения. Их возникновение было связано со своеобразными природными и историческими условиями. Эти страны были расположены в долинах крупнейших рек субтропической зоны: Нила, Евфрата, Инда и Хуанхэ. Население жило на основе присваивающей и производящей экономики. Широко были развиты ремесла, возникли деньги, развивалась торговля. Создание ирригационных сооружений резко повысило производительность труда, что привело к росту прибавочного продукта и сделало возможным массовое использование рабского труда. При этом продолжала существовать и община, но она все больше эксплуатировалась господствующим классом. Внеэкономическое принуждение применялось не только к рабам, но и по отношению к закабаленным общинникам, которые должны были работать на государственных землях и платить «ренту-налог».

Этот способ производства в дальнейшем получил название «азиатский способ производства» как переходное звено между первобытнообщинным и рабовладельческим этапами в развитии общества. Сложные отношения эксплуатации, и особенно массовое использование труда рабов в ирригационных работах, сделали необходимой организацию государства с сильной центральной властью и деспотической формой правления. Особенности государственно-регламентирующей системы хозяйственной организации стран Востока нашли отражение в памятниках древности. К числу наиболее значимых документов этого периода относятся: «Кодекс царя Хаммурапи (Вавилон), «Артхашастра» (Индия). В Древнем Китае экономическая мысль складывалась под влиянием идей Конфуция.

Предмет и метод

Предметом экономической мысли этого периода были хозяйственные отношения в масштабах государства, т.е. макроэкономика. Метод этих сочинений (юридических документов, сочинений о государственном управлении и т.д.) был преимущественно нормативный, они были написаны в основном в форме рекомендаций о том, как лучше управлять государством. Нормы социально – экономических отношений в значительной степени обосновывались существующими традициями и религиозными представлениями.

Основные теоретические положения

1. Богатство. .Главной проблемой экономической науки на всех стадиях ее развития является богатство (или разные его интерпретации – выгода, прибыль, полезность).В экономической теории проблема богатства рассматривается на различных уровнях – человека, фирмы, общества.

Древневосточная экономическая мысль рассматривала прежде всего богатство государства. Так, в древнеиндийском сочинении «Артхашастра» (1V в. до н.э.) богатство определяется как «земля, населенная людьми», которые платят налоги. Поэтому достаток у народа гарантирует богатство государя. В древнекитайском энциклопедическом сочинении «Гуань – дзы» (1V в. до н.э.) также считалось необходимым «сделать государство богатым, а народ довольным». Эта задача возлагалась на государя и его чиновников.

2. Способы увеличения богатства. Поскольку речь шла прежде всего о богатстве государства, пополняемого за счет налогов, в древневосточных сочинениях давались рекомендации, как сделать поступление налогов наиболее полным. Эти рекомендации относились к различным слоям общества, из которых выделялись три – крестьяне, торговцы и чиновники.

Крестьяне были основными производителями главных предметов потребления и основными налогоплательщиками. В качестве одной из наиболее результативных форм управления крестьянами предлагалось использовать «круговую поруку», т.е. взаимную ответственность членов крестьянской общины, прежде всего при уплате налогов. Древнекитайский ученый и правительственный деятель Шан Ян даже предлагал распространить этот принцип на все сферы государственного управления

Все авторы древневосточных сочинений проявляли антипатию к торговцам, предполагая, что они не доплачивают налоги государству, т.к. проконтролировать их доходы было достаточно сложно. Чтобы доходы торговцев могли быть легче определены, а также для стабилизации положения на рынке древневосточными авторами предлагалась государственная фиксация цен. Это часто было и на практике – в некоторых сводах законов древневосточных государств прямо указывались цены на основные товары.

Особые меры предлагалось вводить для контроля за чиновниками – казнокрадами: тайный контроль путем внедрения правительственных агентов под видом слуг, торговцев и т.д. Т.к. следовало не только собрать налоги, но и полностью доставить их в казну.

3. Государственное регулирование экономики. Для древневосточных обществ было в основном типично прямое государственное регулирование экономических отношений путем законов и указов даже в сфере рыночных отношений. Кроме применения фиксированных государственных цен, широко использовалась государственная монополия на производство и продажу определенных товаров. Например, в Китае в 120 г. до н. э. была введена государственная монополия на производство соли и железа.

Наряду с прямым государственным регулированием некоторые китайские мыслители предлагали косвенное регулирование экономики. Например, Ли Куй (1V. до н. э.) выдвинул идею «амбаров справедливости», согласно которой в урожайные годы налоги надо увеличивать и накапливать продукты в государственных амбарах, а в неурожайные – продавать накопленные запасы по низким ценам или даже раздавать голодающим. Авторы трактата «Гуань – дзы» предлагали «справедливую (государственную) торговлю зерном» для сезонного выравнивания цен – осенью закупать зерно «не слишком дешево», а весной продавать «не слишком дорого».

Помимо конкретных рекомендаций в области рыночного регулирования в работах китайских мыслителей присутствует и идея общетеоретического принципа экономического равновесия, проявляющегося в соотношении спроса и предложения на рынке: «Рынок – это то, по чему знают порядок или беспорядок в состоянии хозяйства».


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 521; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!